воскресенье, 9 октября 2016 г.

Заметки рыбака: Поймать форель на мушку

Многие из нас отказывается понимать своих ближних. Неприятие даже на подсознательном уровне, очевидно, связано с нашими генами. Это неприятие иногда перерастает и в нетерпимость. Признаюсь, что и сам раньше не понимал сноубордистов, мотоциклистов, альпинистов ...
Теперь, как мне кажется, я готов понять всех и вся. К такому выводу я пришел, когда лежа на скользких карпатских камнях, мысленно анализировал состояние своего здоровья после болезненного падения. Все начиналось не так уж и плохо - я перепрыгивал с камня на камень, как горный козел, пытаясь быстро добраться до очередного переката. Один из камней оказался не таким надежным, как я ожидал. Болели левая рука и левое бедро. Хорошо, что вовремя успел поднять удочку - синяки-то пройдут, а вот перспектива везти домой разбитым снасть, меня не очень увлекала. Такие мысли проносились в моей голове в течение нескольких секунд. Я встал на ноги, проверил не сломались мои флайбоксы, соскребал грязь с одежды и поскакал дальше. Теперь, правда, уже медленнее ...

Мы быстро покидали Львов и искренне сочувствовали тем, кто решил провести уикенд в городе. Да, здесь есть и свои преимущества. Можно вволю выспаться, никуда не торопясь. Можно вечером прогуляться по мостовой и выпить холодного пива или горячего шоколада. А нас с Юрой неудержимо тянуло в глубь карпатских гор. Нам хотелось свежего воздуха, настоящего общения с природой, чистой реки, куска мяса, только извлеченного из раскаленных угольков, а еще нам очень хотелось поймать форель.
Несколько предыдущих выездов в горы в плане рыбы нас разочаровали. Недавно мы поехали дружной компанией вместе с Сергеем и Анной. Как по мне, Анна талантливый нахлыстовик Западной Украины. А талант помноженный на опыт, знания и умения - это просто гремучая смесь. Мы остановились и удобно расположились в одном из карпатских домов. Хозяйка Мария приготовила традиционную уху из белых грибов: каждый из нас выпил по три больших чашки и даже после этого с надеждой заглядывал в кастрюли - случайно не осталось еще немного. Под шашлык и настоящий закарпатский коньяк (большая редкость) пролетело севере.
Немного ранее мы вернулись с реки, которая была не такой гостеприимной, как Мария. Вода мутная от дождей, а вместо привычного для этих краев крупного хариуса нам удалось выманить всего лишь несколько недомерков. Причину мы так и не поняли. Кстати, еще раньше, когда я открывал нахлыстовый сезон в этом году, столкнулся с аналогичной ситуацией. Если в прошлом году, 30 апреля, река порадовала меня тремя зачетными хариуса, то на этот раз я ограничился тремя небольшими Ельца и всего одним лишь хариусом, и то, мелким. Не помогли и звонки в местные нахлыстовиков. В ответ я слышал: «Хариус есть, но его надо найти». Наверное, я плохо искал. Поэтому, уезжая с Юрой в машине, мы решили перенести поиски хариусов на другое время, а сейчас половить форель, но не в Львовской области, а в Ивано-Франковской.

ЗВЕЗДНОЕ ЖЕЛАНИЕ

... Правда, сначала мой товарищ с некоторым недоверием отнесся к предложению поехать туда, «где мы раньше не были», еще и палаткой. Но долго уговаривать его не довелось. Забросив все необходимое в багажник, мы отправились в горы.
Дорога заняла почти 2:00, потому что несколько раз нам пришлось возвращаться, но в конце концов мы оказались в безлюдном месте. После того, как мы вышли из авто, чтобы убедиться в отсутствии вблизи других туристов, прямо перед нами выскочил молодой олень и исчез в лесной чаще. Он как бы доказал, что рядом действительно никого нет.
Мы нашли удобное место, где уже ранее кто-то был и за собой убрал. За несколько минут сине-желтая палатка уже стояла под высоким деревом, не было проблем и с сухими дровами. До полной темноты оставалось немного - каких-то полчаса. Поэтому мы решили не тратить времени и спустились к реке. Она была кристально чистой, что не могло не радовать глаз и душу.
Так случилось, что моя привычная удочка третьего класса, а также немного тяжелее «пятерка» остались в тернопольской области, где я пытался поймать голавлей. Пытался зря, так как некоторые спустил в Серет ядовитые отходы, которые практически убили всю рыбу в реке. Телевизионные сюжеты не помогли, дело, как и полагается, «замяли». Поэтому с собой я взял новую удочку, которую приобрел в этом году - TFO первого класса. Это короткая и очень деликатная снасть, которую некоторые называют «лапшой». Мне она сразу пришлась по душе. В легенде к ней сказано: «суперделикатная презентация сухой мушки».
Несмотря на вечер, а также на то, что летало много насекомых, мы с Юрой попытались ловить на «сухари». Никакой реакции от рыбы не было. Мы не видели ни выходов на наши мушки, ни то, как лососевые прыгают за живыми насекомыми. Еще каких-то десять минут, и станет совсем темно ... Практически вслепую я переделал снасть и поставил нимфу - чего ж не пойти на экспериментов? И место было соответствующее - яма с медленным течением. «Ну что там у тебя?», - Крикнул Юра, который стоял метрах в двадцати от меня. «Глухо!», - Ответил я, и практически автоматически забросил нимфу в глубь воды. В дальнейшем все происходило быстро - шнур агрессивно ушел под воду, а мои руки опередили реакцию и легко подняли удочку вверх. «Есть!», - Закричал я, но Юра, похоже, не поверил; решил, что я хочу его разыграть. Но когда рыба сделала свечу, выпрыгнув из воды, он понял, что это не шутки.

Я начал медленно выходить на берег, волоча хорошую рыбу за собой. Это была форель, которая переливалась цветами даже в карпатской темноте. Правило нахлыстовиков неизменно - что поймал, то следует аккуратно отпустить в воду. Однако, рыба очень жадно схватила маленькую нимфочку и беспрепятственно вытащить мы, к сожалению, не смогли. Нам не оставалось ничего другого, как взять ее с собой. Ни я, ни Юра, до этого еще ни разу не ели ручьевая форель, хоть ловили ее уже не раз. Пришло время попробовать, от чего мы отказываемся. Но перед тем мы сделали вскрытие и, получив нимфу, при свете карманного фонарика исследовали содержимое желудка форели. Видно, что она никак не могла насытиться, потому что желудок буквально взялся за от огромного количества мелких личинок. Неудивительно, что там не оказалось ни одного малька, или чего-то большего.
Огонь, разведенный между камней из реки, согревал наши души. Рядом не было телевизора, интернета, мы выключили мобильные телефоны. Тишина. Слышать только треск дров, шум реки и деревьев. «Остановись мгновение!» - Так и хотелось сказать, но решил не нарушать мистически загадочных звуков. Я встал и посмотрел на небо - оно было усеяно звездами. Одна из них упала - пришло время загадывать желания. «Хочу, чтобы Юра завтра поймал форель», - мысленно проговорил и вернулся к костру. Замотанная в фольгу форель уже должна приготовиться. Мы вытащили рыбу и развернули ее. Что тут скажешь? Вкуснятина редкая! Но я себе пообещал, что это первая и последняя форель, которую я им. Жаль такой красоты, какой бы вкуснейшую она не была бы ...

ДОЛИНА ЗМЕЙ

Мы погасили костер, залезли в спальники и закрыли палатку. Хотя с Юрой мы объездили добрую половину Европы, жили в лучших отелях от Рейкьявика до Стамбула, но еще никогда не оказывались в миллионно-звездочном отеле. И он дороже всяких там «хитонов». Юра быстро заснул, а я, хоть и закрыл глаза и пытался считать слонят, никак не мог отключиться. Река шумела без остановки, мне мерещились форели с красными пятнами и хариусы с огромными плавниками. Так я и пролежал до пяти утра, а потом не выдержал. «Вставай, идем ловить рыбу». Реакция была нулевой. Когда я попытался разбудить товарища с использованием физической силы, то пробормотал, чтобы я, мол, шел себе, а он при-идет за какую-то часок. Когда я вернулся в палатку за 3:00, Юра даже и не думал просыпаться. Пришлось чуть ли не силой вытаскивать его из спальника.
Я вернулся с пустым фотоаппаратом. Полный ноль - ни намека на то, что в реке живет рыба. Сложив палатку, мы сели в машину и поехали в другое место. Довольно долго ходили-бродили, пытаясь найти удобный плацдарм. В результате мы вышли на горную дорогу, которая крутилась вдоль реки. Начало припекать солнце, нам стало жарко от курток, но машина осталась далеко позади. «Стой, гадюка!», - Сказал я Юру, который вот-вот должен был сделать шаг. У самой дороги скрутились коричневые кольца с черным узором. Эту ядовитую змею местные жители называют просто «Карпацкого». Именно за нами ехал мужчина на стареньком велосипеде. «Осторожно, здесь гадюка», - предупредил я его. «Ну и что? Разве она тут одна? И тех гадину здесь тысячи», - сказал дядя и проехал себе в метре от змеи. Гадюка даже не шевельнулась.
Раз себе вспомнил, что на нашем нахлыстовую форуме недавно состоялась жаркая дискуссия по поводу отношения к змеям. Один из форумчан, который, собственно, и живет в тех краях, убеждал нас, что змей надо уничтожать всеми возможными способами, развелось их к черту. Вот как соседа уже укусила, вот другой ... Некоторые попытался возразить, мол, может того и кусают, которые пытаются выпороть палкой или бросить в них камнем? Мы стояли и смотрели на змею: она на нас не нападала, мы на нее тоже. Чего мы ее тревожить? Осторожно обошли змею и пошли дальше, но уже внимательнее смотрели под ноги, чтобы случайно не стать на скользкого хвоста. Я как раз придумал, что несколько дней назад мне приснилась змея, а еще из памяти всплыл эпизод с раннего детства. Я бежал вниз по горной тропе и упал прямо на гадюку. «Папа, смотри, змея побежала», - эти слова я помню, как сейчас. Она меня не зацепила, а папа после этого весь день носил меня на своей шее ... В тот день я больше змей не видел, а Юра встретил сразу двух, когда увлекся поисками грибов. Правда, после такой встречи собирать синяков ему расхотелось.

ВЕТЕРАН РЕКИ

Несмотря на состояние реки и хорошую погоду, активности рыбы не было заметно. Мы прошли несколько километров вверх по течению, однако встретили только туристов, которые прыгали со скал в ямы. По словам одного из них, вчера вечером здесь ловил один из местных рыбаков. За какие-то несколько минут ему удалось вытащить из ямы три большие форели. «На что ловил?», - Спросили мы у мужчины. «На маленькую рыбку. Закидывал под большой камень и практически сразу тянул форель», - сказал турист.
Солнце вышло в зенит и начало жарить так, что надо было срочно менять дислокацию. Мы решили перейти реку и по трассе вернуться к машине. Когда шли по дороге, то заметили нескольких рыбаков, которые активно махали удочками на перекате. Мы нашли тропинку в лесу и спустились к реке. Оказалось, что это были местные рыбаки, которые уже возвращались домой. Как правило, разговоры с местными выходят короткими. «Рыбы не есть» - это самая популярная фраза, которую от них можно услышать. Иногда, в качестве продолжения следует меланхолическое: «А когда я здесь по сто штук за раз ловил». Не дожидаясь услышать чего-то другого, мы спросили об успехах. На удивление, мужчина остановился и вытащил из сумки хариуса. Наши с Юрой глаза увеличились вдвое. Таких рыб раньше приходилось видеть разве в нахлыстовых фильмах и в фотоотчетах на балканских сайтах. Трудно было даже поверить, что в наших реках еще осталась такая красота. Кроме этого хариуса, местный имел еще две небольшие форели.

Мы разговорились, начали обмениваться опытом. Снасти наших собеседников поражали своей античностью: длинная и старая китайская удочка, облезла безынерционная катушка и поплавок из пробки. В его сына удочка была еще в худшем состоянии. Мужчина показал и то, на что ловить. В спичечном коробке он держал живых насекомых, а на куске пенопласта мушки собственной конструкции. Конечно, мушки - это дело лично каждого. Все зависит от материалов и техники вязания, которыми располагает нахлыстовик. Сразу видно, что местный делал мушку без всякого намека на правила. На маленьком крючке была напаянных шарик олова, а тело состояло из куска какой-то оливково-зеленой нити. Именно на нее и соблазнился гигантский хариус.
Впоследствии местный осмотрел наши прибамбасы - по три-имел в руке легкие удочки, поинтересовался назначением огромного количества мух, рассказал где и как лучше ловить на этой реке. А закончили мы разговор уже привычным: «Все выбили током. Приехали с заработков и теперь думают, что могут делать все. Мало рыбы осталось очень мало. Нет никакого контроля - то когда-то здесь была и форель, и хариус. Теперь нет ".

ЦОК в лоб, и в мешок

Все же большой хариус вдохновил нас на новые попытки. Однако они оказались абсолютно безрезультатными. Поймать что-то в Карпатах летом в обед, еще и на большой реке практически нереально. Поэтому мы решили ехать на меньшую реку, которая славится своей красотой. Между тем изменилась погода - небесную синеву затянули черные тучи и угрожали серьезным дождем. Мы ехали в даль и надеялись, что облако зацепится за какую-то другую гору. Попытки найти безлюдное место закончились неудачно - на берегах живописной реки расположились довольно много палаток и автомобилей. Все же мы нашли небольшую место, где можно было развести костер и приготовить несколько кусков мяса и картофель. Была уже три часа дня, а в последний раз мы ели еще в субботу вечером. К сожалению, реку мы видели только сверху, потому что остановились над обрывом.
Пока Юра готовил, я заметил рыбака, который шел против течения и останавливался у мест с очень быстрой и бурным течением. С помощью длинной удочки он опускал червя в бурун. Вот он подсек и вытащил на берег маленькую рыбку - трудно сказать была ли это форелька или хариус. Думаете отпустил? Где там ... Помните сказку о котика и петушка? Как там лисичка делала? Цок в лобок, и в мешок. Так и сейчас. Ударил камнем по голове и бросил в пакет. Это не укладывалось в сознании - ну для чего это делать? Разве можно наесться этим мальком? Тем не менее, человек пошел дальше. Мы быстро перекусили прижженными ребрышками с картофелем и собрались на вечернее клев. Правда, Юра решил немного пособирать грибов, но после уже упомянутой встрече с змеями, заменив корзину на удочку. Я спустился к реке и увидел, что рыба начинает активно питаться. Практически каждое мгновение что-то нарушало спокойные волны. Несмотря на это, было решено ловить на сухую. Странно, что не удалось ничего поймать, хотя рыба постоянно атаковала искусственное создание. Начался дождь, поэтому я заменил сухую мушку на мокрую. И это решение себя оправдало. Только что закончилась проводка, и муха остановилась на течении, как я сразу почувствовал удар, правда, несильный. Небольшой хариус быстро вернулся в воду, а вскоре за ним это именно сделало еще пятеро его сверстников. Где большой хариус? Почему ловится только мелкий?

О НЕОБХОДИМОСТИ ЛицензированиЯ

Легкий дождь не прекращался, соответственно, мокрая мушка была в фаворе. Оно и неудивительно, ведь насекомые с намоченными крыльями уже не могли нормально двигаться и топились в волнах. Как ни странно, но работала только одна мушка - так называемая «золотая», автором которой считают известного чехословацкого нахлыстовика и автора именной энциклопедии. Много лет именно эта книга была едва ли не единственным источником знаний для любителей нахлыста. Сама мушка очень проста. Ее можно очень быстро связать с тоненького хвостика, одной бородки павлина, золотого люрекса и одного-двух оборотов коричневого пера петуха. Несмотря на бюджетный вариант материалов - мушка очень эффективна, особенно, когда есть цель поймать хариуса.
Пока я учился ловить на мокрую муху и поднимался из мокрых камней, на которых поскользнулся, Юра продолжал забрасывать на сухую и также не остался с пустыми руками. Однако, мы все же решили понемногу собираться и поехать на другой участок реки, вниз по течению. С первого взгляда стало ясно, что мы приехали именно туда, куда и надо было. Во-первых, можно было спокойно забросить мушку в перспективное место, потому что за спиной не было препятствий. А во-вторых, мы сразу же увидели рыбу. Только я забросил сухую мушку, как к ней сразу же что-то подплыли, скубнуло за хвост и снова исчезло. Мы тоже спрятались, чтобы не пугать рыбу - следующие презентации «сухарик» также не остались без внимания местных жителей.
Наконец Юра сделал характерное движение удочкой вверх, и я побежал к фотоаппарату. Он же поймал форель - значит, звезда в небе падала не просто так. А вскоре повезло и мне. Ловить я решил своего форелевого фаворита - модифицированного elk hair caddis.

Эту муху хорошо видно даже с плохим зрением и на дальних дистанциях, а кроме того, форель от нее не отказывается. Первый же заброс в бурное течение закончился сильной потяжках, и ручьевая красавица начала активно сопротивляться. После нескольких фото это невероятное милое, хотя и зуба создания, вернулся к реке. Более форели мы не поймали, зато скучать не давали хариусы, которые оказывались проворнее. Когда стемнело - река затихла. Мух летало еще много, но даже их падения на воду оставались без внимания форели, которая, очевидно, достаточно наелся.

Так и закончился наш недолгий выезд на Франковщине. А большое количество местных рыболовов, которые уничтожают драгоценного малька, снова вдохновили на мысль о необходимости введения лицензий. Если мы хотим сохранить нашу природу, весь процесс необходимо поставить под жесткий финансовый контроль. В противном случае наши дети уже не смогут увидеть ни форели, ни хариуса ...

И, в завершение, если информация Вам понравилось или была полезной, может так же  обратите свое внимание на книгу, пускай и не посвященную вопросы поста на прямую, но интересную тем, что в ней повествуется в легкой форме о периоде прощания с юностью и таких уже далеких 90-х годах: