Именно на мелкие места водоема нужно обратить самое пристальное внимание при поисках щуки, так как на мели есть все, что ей необходимо для комфортной жизнедеятельности. Но мелководье мелководью рознь. В двух, на первый взгляд, совершенно идентичных заливах с практически одинаковой глубиной клев щуки может отличаться как день и ночь, и эти нюансы всегда нужно иметь ввиду. Дело в том, что в неглубоких заливах, даже расположенных один возле другого, вода может прогреваться с разной скоростью. Это будет происходить по той простой причине, что один из них может быть полностью закрытым от ветра (например, будучи защищенным крутым или лесистым берегом), а второй продуваться насквозь. Следовательно, в тихом месте водная масса будет прогреваться значительно быстрее, а теплая вода как магнитом притягивает к себе малька, ну, а на скопление мелкой рыбы подтягивается и щука - все очень тесно взаимосвязано.
Например, в мелководных Днепровских плавнях (где я отловил много лет), которые представляли собой цепь связанных между собой больших и малых заливов с протоками, в весенний период самыми продуктивными по щуке были именно тупиковые неглубокие заливчики, как можно более максимально укрытые от ветра. Еще в преддверии нереста щука в большом количестве набивалась в такие мелкие заливы-тупики и, дружно отметав икру на прошлогодней траве, еще долгое время не уходила далеко от мест своих брачных игрищ - именно здесь можно было на нее успешно поохотиться. Вода в таких мелких тупичках быстро прогревалась, к тому же сюда перед предстоящим нерестом устремлялась (точно так же, как незадолго до этого и щука) масса мирной рыбы, служившей кормом для щуки - просто идеальные условия для хищника.
Точно такая же картина наблюдается в весеннюю пору и на обширных мелководьях в верховьях многих водохранилищ: перед нерестом щука выходит на мелкие места, порой с совсем экстремальной глубиной и, благополучно отметав икру, не уходит на русловые участки, а остается в комфортных для нее условиях. Причем, опять-таки, искать наиболее активную рыбу следует в местах с хорошо прогретой водой, порой даже на полуметровой глубине - почти все выезды на рыбалку в эту пору тому подтверждение. Бывает, целый день ловишь без особого результата, но в процессе натыкаешься на какой-нибудь мелкий заливчик - «кишку», который в летнее время полностью зарастает травой, и именно в этом месте начинается азартная ловля, делающая выезд запоминающимся. Самым правильным при поиске щуки это время (впрочем, как и в любой другой период) будет ориентироваться на скопления малька - рядом всегда держится и хищник, которого можно попытаться соблазнить приманкой.
Можно для наглядности привести пару примеров характерных весенних рыбалок, когда именно активный поиск рыбы позволил добиться успеха в виде поимки нескольких щук приличного размера. И происходило это в дни, когда большинство встреченных спиннингистов жаловались на отвратительный клев, они имели в активе максимум по паре-тройке небольших щучек, им не хватило элементарного упорства, без которого в неклёвые дни рассчитывать на какой-либо положительный результат нельзя.
Как-то в начале мая я решил проверить довольно большой залив Днепра. Предстоял утомительный двух-часовой пеший переход через луга с озерами, но делать было нечего - все мои напарники по поездкам, имевшие машины, по тем или иным причинам поехать не смогли. Так как дорога предстояла дальняя, то нужно было максимально ее облегчить, до предела уменьшив вес рыбацкого скарба - при таких переходах каждый грамм лишнего веса играет роль. Дело облегчалось тем, что я ловил в тех местах не раз и хорошо представлял себе и условия ловли, и характерные глубины, на которых она будет проходить, поэтому довольно легко составил минимальный набор приманок, который свободно помещался в одну среднего размера рыболовную коробочку. Хоть денек предстоял солнечный и жаркий, но дорогу по утреннему холодку я одолел незаметно - за долгие годы рыбалок и походов по грибы привык много ходить, для меня такой пеший переход был делом обычным.
На заливе уже усердно хлестали воду всевозможными приманками несколько спиннингистов, но, судя по всему, пока безрезультатно - это я понял из разговора двоих из них. Так как ловлю в толпе я органически не переношу, то отправился в дальний конец водоема, решив начать облов залива именно из этой точки. Уровень воды уже заметно упал, но все равно еще оставался приблизительно на полметра-метр выше обычного. Подгоняемый зудом нетерпения, я быстро собрал снасть и приступил к ловле.
Прошло полтора-два часа, но за это время у меня не было даже слабой поклевки. Проходя вдоль залива, я встретил рыболовов, приехавших на машине, они уже собирались домой, очевидно, посчитав дальнейшую ловлю бесполезной. Мне же спешить было некуда, поэтому я продолжил неспешно двигаться вдоль залива, веерными забросами пробрасывая акваторию, получая удовольствие уже от самого процесса ловли.
Так и дошел я до заливчика, тонкой неширокой «кишкой» отходящего от основного залива, и заканчивавшегося тупиком. В воде кое-где лежали стволы поваленных деревьев, образуя местами причудливые завалы, сквозь которые в сезон с трудом можно было протиснуться на лодке. В межень глубина в этой «кишке» со ставляла максимум метр-полтора; заливчик был своеобразным щучьим «детским садом» - ловились там обычно только шнурки максимум полукилограммового веса, которые, разумеется, безжалостно отпускались в родную стихию. Сейчас же уровень был выше обычного, так что «кишка» уже представляла определенный интерес - на двухметровой глубине были хорошие шансы заработать поклевку щуки нормального размера. Процесс ловли облегчался еще и тем, что высокая вода немного мутновата - отпадала надобность в тщательной маскировке. А вот при метровой глубине, да когда ещё и вода прозрачная, рыба в этом заливчике прекрасно видит передвигающегося по берегу или в лодке человека, и очень осторожна.
Я ловил, передвигаясь по заливчику в направлении тупика. Забросы приманки нужно было выполнять с филигранной точностью, чтобы не повесить воблер на низко нависающие над противоположным берегом кусты или на ветви дерева, лежащего в воде, - лезть в ледяную воду совсем не хотелось.
Между тем, время шло, а поклевок так и не было...
Бесцельное многочасовое полоскание приманок начинало надоедать, я решил дойти до конца «кишки» и сворачиваться - предстоял еще неблизкий обратный путь до остановки автобуса. Дохожу до самого тупика - в этом месте заливчик немного расширялся, глубина была примерно на полметра больше, в воде лежали упавшие много лет назад деревья, самый же его конец обрамлял затопленный густой кустарник. Тупик находился как бы в небольшой низине, со всех сторон обрамленной деревьями, он совершенно не продувался ветром - водная гладь была девственно спокойной. И вот как раз посреди этой глади очень активно вскидывался малек, до этого я нигде на заливе даже малейших признаков его активности не наблюдал, а тут просто буйство жизни!
Как известно, где стадо, там должны быть и пастухи... Решаю основательно обловить тупичок. Три-четыре десятка забросов проверенным годами ловли минноу - суспендером - ноль. И проводку менял, и длительность пауз, но заработал только какой-то непонятный слабый тычок по приманке. Поменял минноу на медленно всплывающий составник - результат тот же. Обошел тупичок по берегу - снова без толку. А малек не успокаивался, продолжал плавиться с такой же настойчивой активностью... Меня даже заело немного - ну должна же быть возле такого скопления легкой добычи щука?! И не одна, - по-другому просто быть не может.
Ставлю небольшой шэдик, веду его и твичем различной интенсивности, и равномеркой, и потяжками удилища - будто в бочку с водой бросаю приманку, никаких признаков жизни... Такой оборот событий совершенно не радует, нужно что-то менять, причём, кардинально - только такой ход часто спасает ситуацию при бесклевье. Кардинально, так кардинально - в минимальном наборе, который я беру с собой, всегда присутствует хотя бы несколько приманок разного типа для возможности маневра: по паре-тройке минноу, шэдов, хотя бы один крэнк, несколько разных топ вотеров...
По классике, щука начинает реагировать на топвотеры с потеплением воды, как минимум, до двадцати градусов, но, видимо, рыба классику все же не читает, так как своим поведением постоянно ей противоречит и опровергает все, казалось бы, незыблемые догмы. Поэтому без тени сомнения пристегиваю к поводку поппер - все условия для его применения налицо: полный штиль, поверхностная активность кормовой рыбы, скопление подтянувшегося на пригревающие солнечные лучи малька, небольшая глубина... Конечно, немного мутновата вода, но не до такой степени, чтоб хищник совсем не мог обнаружить силуэт поппера на фоне светлого неба.
Коротким забросом отправляю приманку к стоящим в воде разлапистым кустам и, выждав несколько секунд, пока поверхность воды успокоится после ее приводнения, начинаю проводку в небыстром темпе. Несильный бульк, пауза, пару бульков, снова пауза... Пошевелил поппер на месте, провел несколько десятков сантиметров уокерным зигзагом, и снова пауза...
Еще бульк - и внезапно приманка исчезает в буруне, вода вспучивается, и я успеваю заметить щучью спину, изогнутую в броске... Я от неожиданности даже подсечь не успел - рыба сама засеклась и теперь мощными толчками пыталась отобрать у меня спиннинг. Несколько секунд длилось «перетягивание каната», но мне удалось сломить сопротивление щуки и вывести ее на сравнительно пологий участок берега. Рыба оказалась не очень большой, килограмма на полтора, но после целого дня полного бесклевья это была маленькая победа, давшаяся поистине тяжелым трудом.
Вдохновленный успехом, хлещу воду во всех направлениях поппером, но тщетно - больше поклевок нет, хотя малек из тупичка не ушел и продолжает активно плавиться. Перехожу на другую сторону и пробую ловить возле поваленного дерева, стараясь проводить поппер впритирку к лежащему стволу, и в конце концов мои старания завершаются поклевкой - сильной, резкой и внезапной. Поппер как-то очень неожиданно исчезает с поверхности воды, следует сильнейший рывок и закономерный финал - хорошая щука уходит с моей приманкой во рту в самую гущу веток дерева, и там останавливается. Понятно, что в такой ситуации у меня не было никаких шансов даже на спасение приманки, не говоря уже о том, чтобы достать из сплетения ветвей под водой рыбу.
Подергав пару минут удилищем туда-сюда, я с болью в сердце обрезал шнур.
Оставалось только надеяться, что со временем крючок проржавеет, и щука освободится от неожиданного пирсинга, мне было больше жаль рыбу, а не потерянную приманку.
Попперов в коробке больше не оказалось, из поверхностников был только уокер, на который я за сорок-пятьдесят минут до окончания рыбалки поймал в том же тупичке четырех хороших окуней, один из которых весил явно больше полкило.
Этот случай наглядно демонстрирует, чем руководствоваться при поиске щуки весной (да и не только) в такие неклевые, казалось бы, дни я всегда ищу скопления кормовой рыбы, возле которых просто не может не дежурить одна или несколько щук, не говоря уже про окуней. Тут еще очень важно иметь терпение (которого порой и мне не хватает) - при длительном отсутствии поклевок находить в себе силы не сдаваться и продолжать ловлю, в большинстве случаев старания вознаграждаются поклевками.
Бывает и немного по-другому...
Примерно в то же самое время (начало мая) большие мелководные заливы Днепра по левому берегу ниже Киева, соединяющиеся между собой. Киевлянам это место хорошо знакомо, расположено оно сравнительно недалеко от города, поэтому спиннингистов - «конкурентов» тут даже в будние дни всегда хватало. Правда, в тот год поток желающих поймать щуку был намного меньше - Днепр широко разлился, затопив окрестные луга, поэтому только хорошо знакомый с этими местами человек мог отважиться бродить со спиннингом по затопленной пойме в поисках хищника, не рискуя искупаться в холодной весенней воде. Щука уже давно благополучно отнерестилась и все чаще проявляла признаки активности в виде поверхностного боя в мелких местах водоема. Я был там буквально за три-четыре дня до этой поездки и довольно неплохо половил пятнистую, даже одну трехкилограммовую поймал, поэтому был полон самых радужных надежд и предвкушал успешную рыбалку.
Ловить решил «по местам боевой славы», поэтому стал медленно передвигаться по колено в воде по затопленному лугу вдоль большого залива, веерными забросами пробрасывая водоем. Минут через пять ловлю и выпускаю щупака на полкило, потом еще одного, но уже совсем неприличного размера, и все... Дальше полная тишина. Проходит час ловли, второй, третий... Меняю приманки, проводки, облавливаю мелководья, более глубокие места - бесполезно, никакой реакции. В голову стали даже приходить мысли, что здесь недавно побывали «электрики»... Перехожу во второй залив, поменьше, тщательно облавливаю его. И здесь пара несчастных худых шнурков - рыба словно вымерла в одночасье.. . Да что ж такое? Щука просто наглухо закрыла рот...
Я неспешно перекусил, попил кофейку и стал потихоньку с ловлей двигаться к тому месту, где залив почти вплотную подходил к небольшому сосновому леску.
Правда, ловить настроения уже особо не было, как не было и надежды на успех. Ну что ж, такое тоже бывает, от «пролетов» никто из нас не застрахован. Для очистки совести решаю дойти до самого конца залива, узким своим концом упирающегося прямо в опушку леса, и оттуда двигаться назад, к автобусной остановке.
Еще на подходе к концу водоема до меня стал доноситься какой-то негромкий, но вполне отчетливый плеск. Я, стараясь не шуметь, осторожно прошел немного вперед и присмотрелся - вдоль всей береговой линии в затопленной траве, буквально у самого уреза воды, нерестилась какая-то мелкая рыбешка. Временами «брачующиеся» в пылу процесса запутывались в траве и, трепыхаясь, создавали тот самый негромкий плеск, который я и услышал. Я из любопытства поймал руками несколько рыбок - то была верховка, прибрежная затопленная трава буквально кишела ею.
Само-собой в голову приходит решение проверить место на наличие хищника. Глубина в этом месте порядка полутора метров, а то и того меньше, поэтому пристегиваю к поводку среднего размера плавающий минноу и делаю недалекий пробный заброс почти параллельно берегу. И буквально сразу же, на второй серии твичей воблер атакует килограммовая щучка.
Вот это да!
Забегая вперед, скажу, что на всем протяжении береговой линии в местах нереста верховки щуки (правда, крупной не было ни одной, основная масса была от семисот граммов до полутора килограммов) хватали приманку практически на каждом пятом-шестом забросе - такого я давно не видел. Причем, половина из них через пару секунд бурного сопротивления сходила, о чем я нисколько не жалел - столько рыбы мне было совершенно ни к чему. После поимки полутора-двух десятков щук (большинство из которых я отпускал) азарт начал понемногу угасать, в конце концов тупое доставание рыбы из воды мне просто надоело - первый раз в жизни я уходил с такого активного клева щуки. К тому же, вдалеке на берегу замаячили человеческие фигуры, и я решил не «светить» такое скопление щуки. Двуногие, особенно, если то были аборигены, могли запросто через пару часов опутать всю близлежащую акваторию сетями - «китайками», не утруждая себя спортивными способами ловли.
В этом случае все понятно: тут и доля везения, и настойчивость в поиске рыбы, и то, что все-таки оказался в нужное время в нужном месте - возле скопления хищника, пасущего нерестящуюся кормовую рыбку, потерявшую всякую осторожность... Но именно из этих случайных, на первый взгляд, совпадений и из навыка работать головой, ориентируясь по ситуации на водоеме, складывается искусство поиска рыбы.
Это дело наживное и приходит с опытом.
И, в завершение, если информация Вам понравилось или была полезной, может так же обратите свое внимание на книгу, пускай и не посвященную вопросы поста на прямую, но интересную тем, что в ней повествуется в легкой форме о периоде прощания с юностью и таких уже далеких 90-х годах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий