суббота, 15 октября 2016 г.

Заметки рыбака: На рыбалку в Индию за барбусом

Хочу поделиться с вами интересными, на мой взгляд, рассказами Джона Уилсона (John Wilson) о рыбалке. Думаю, многие из вас должны его знать. Сам я не раз смотрел видео-фильмы Уилсона о рыбалке. Время от времени в разных изданиях мне на глаза попадались его фото или упо-минания о нём - в рыболовном мире Джон Уилсон личность известная.
К Новому году я получил от старшего сына, который давно живёт в Австралии, подарок. Мой «профиль» давно определился - мне дарят либо что-то относящееся к рыбалке, либо бутылку виски. Сын прислал две книги и ежегодный австралийский обзорный рыболовный журнал. Основной объём и вес посылки приходился на огромный фолиант - иллюстрированное пособие по Game Fishing - троллингу в открытом море, охоте за быстрыми пелагическими хищниками, весящими подчас сотни килограммов. Это очень интересно, новряд ли мне уже придётся вплотную заниматься такой ловлей...

А вот с обложки второй книги на меня смотрел хорошо знакомый Джон Уилсон! «Sixty Years A Fisherman» - это книга воспоминаний, в которой Джон рассказывает о своём жизненном пути (фото 1). А жизнь его сложилась так, что вся эта книга - беспрерывное описание рыбалок.
Джон Уилсон родился в 1943 году в простой рабочей семье, его отец - строитель-каменщик. Жили они на окраине Северного Лондона в маленьком домике, который стоит и поныне. По нашим стандартам - это небольшая квартира, но двухэтажная. Типичная для Англии картина - длинный ряд склеившихся без зазоров между ними строений шириной в полтора окна по фасаду, зато у каждого собственный выход на улицу и миниатюрный палисадник. И, главное, простой адрес - улица и номер дома. То есть, - это Собственный Дом!
Джон начал ловить рыбу в детском возрасте и никогда не прекращал. Молодым парнем он избрал профессию дамского парикмахера, на протяжении ряда лет это ремесло кормило его. Два года он проплавал на пассажирском круизном судне (фото 2)

где работал по специальности.
Джон ловил рыбу по всему земному шару - где бы судно ни швартовалось или стояло на якоре (фото 4).

То была замечательная полоса в его жизни. Джон был молод, а должность парикмахера дамского салона на борту океанского судна открывала перед парнем правильной ориентации (а он именно таков) широкие возможности, и он времени зря не терял!
Потом Джон Уилсон уволился с пассажирского морского флота, женился... Уилсоны перебрались на остров Барбадос (фото 5) - английская чета, которая владела там сетью парикмахерских салонов, предложила Джону с женой (тоже парикмахер) руководить своим бизнесом.

Уилсоны жили в маленьком домике, в тени кокосовых пальм на самом берегу лагуны. Джон написал - там всё было в точности так, как в рекламном ролике батончиков «Bounty». Ясно, что порыбачил он на Барбадосе вволю (фото 6-7)!

Были мысли окончательно осесть на тёплом острове, но под влиянием разных обстоятельств Уилсоны вернулись в Англию, где купили дом. На небольшом приусадебном участке Джон сделал пруд, куда запустил рыбу. Потом он приобрёл маленький рыболовный магазин. И пошло шаг за шагом. .. Статьи для рыболовных журналов, запись видеосюжетов для телевидения, книги, почти беспрерывные рыболовные сессии в Англии и по всему миру... Джон Уилсон написал, чток за сорок лет успел половить рыбу более чем в шестидесяти странах!
Кое-кто из рыболовов-любителей вздохнёт - эх, постоянно рыбачить, получая за это неплохие деньги, - это ли не счастье ?! У меня давно уже другое мнение - истинную радость рыбалка приносит не профессионалам, а любителям-людям, которые вырываются к воде отдохнуть от работы, увидеть небо и звёзды... Они не обязаны непременно поймать рыбу, удачно заснять процесс, описать, напечатать, продать.. . Что бы там ни говорили, но даже рыбалка теряет своё очарование, когда становится работой...
Джон Уилсон вскоре смог позволить себе купить дом с большим наделом земли. Я бы назвал это поместьем. Рядом с домом было озерцо. И тут Джон дал ход своему увлечению - он создал рядом ещё одно озеро - довольно большое, с островом посредине. Поскольку это Англия, то всё делалось строго по закону, на основании разрешений и лицензий от органов власти. Уилсон предоставил свою собственную землю под карьер для добычи строительного песка и гравия. Его знакомый, который занимался этим бизнесом, пригнал технику и по эскизам Джона на оговоренной площади соответствующей конфигурации снял и вывез верхний слой почвы, выбрал песок и гравий - это и была плата за выполненные работы по строительству озера.
А дальше Джон Уилсон с необычайной любовью и тщательностью собственными руками превращал новое озеро в рай для рыболова - озеленял берега, высаживал водные растения, зарыбливал, оборудовал удобные места для ловли! Это ему блестяще удалось (фото 12).

Наступит день, и его труд будет отмечен - Джон Уилсон даже получит от властей грамоту за вклад в дело сохранения природы.
Я решил перевести для вас отдельные места из его книги, которые представляют собой более или менее законченное повествование. Печатать их я намерен без соблюдения хронологической последовательности.
Несколько технических замечаний относительно перевода. Я не стану пересчитывать в метрическую систему английские ярды, футы, дюймы, унции и фунты - наши рыболовы (во всяком случае те, кто ловит хорошими снастями) давно привыкли ими пользоваться. Я хочу, чтобы текст оставался аутентичным. А вот «stones» в килограммы я, конечно, пересчитаю. И температуру по шкале Фаренгейта - в градусы Цельсия.

Итак, слово Джону Уилсону.

Вернувшись в Англию с Барбадоса в 1971 году, я приобрёл рыболовный магазинчик в Норвиче. Среди товара, который достался мне от прежнего владельца, Билла Купера, была большая коробка из-под сигар, полная всякой всячины, которую и продать невозможно, и выбросить Биллу было жалко. Были там огромные тройники № 9/0, на упаковке которых значилось - «Mahseer Trebles 2/9d». Серьёзная рыба этот mahseer (барбус), если для её ловли предлагают такие крючки...

Не тот ли это барбус, что водится в реках Индии?..

Я заинтересовался, нашёл статьи, почитал немного про этих речных монстров, но никак не думал, что когда- нибудь придётся ловить их. Случай распорядился так, что в 1980 году мне предложили написать статью для «ABU Tight lines tackle catalogue». Чтобы я ознакомился с форматом издания и руководствовался им при работе над своим материалом, редактор Джон Дарлинг прислал мне прошлогодний выпуск каталога. Там большое место занимал красочный отчёт о путешествии трёх англичан на джипах, спонсором которого выступила фирма ABU Garcia. Среди прочего рассказывалось и о том, как эти парни ловили барбусов весом до 90 lb - их яркие фото с трофеями прочно засели в моей памяти.
Тема вскоре снова напомнила о себе - в журнале «Angling magazine» был напечатан цикл статей английского рыболова Пола Бута, в которых он очень живо рассказал о своей охоте на барбуса в южной Индии.
Идея самому половить эту рыбу всё сильнее овладевала мной, но... у меня была жена и двое детей, я держал рыболовный магазин. Бросить всё и забраться на несколько недель вглубь Индии я был не в состоянии, об этом не могло быть и речи. Оставалось только читать книги про ловлю барбуса, чем я и занялся. Прочёл канонический труд мистера Томаса «The Rod in India» и ещё ряд книг, в которых рассказывалось о старых добрых временах начала британского правления в Индии, когда барбуса там можно было ловить повсеместно. Увы, начиная с конца 40-ых годов он исчез в большинстве рек - браконьерство, ловля сетями и динамит сделали своё чёрное дело. Теперь барбус сохранился лишь в немногих охраняемых водоёмах, главным образом, на крайнем юге и севере страны. Я серьёзно опасался, что не успею подержать на леске этого легендарного монстра - пока выберусь на рыбалку в Индию, барбус исчезнет окончательно...
Прошло несколько лет с тех пор, как я в 80-ых впервые серьёзно заинтересовался загадочным барбусом. В рыболовной периодике упоминаний о нём почти не встречалось. В последнее время у меня был очень плотный график: магазин и занятость в телевизионных проектах свободного времени практически не оставляли. Я устал, хотелось вырваться из замкнутого круга и сменить обстановку. И тут давно одолевавшая меня навязчивая идея половить барбуса вдруг стала обретать черты реальности - на обеде в охотничьем клубе в городке Дере- хам, что неподалёку от Норвича, я встретил Энди Дависона, своего товарища. Слово за слово, и мы вдруг решили - всё, едем в Индию! Энди отправился в Бристоль, чтобы встретиться Полом Бутом (автором статей про ловлю барбуса), а я стал подбирать карты окрестностей знаменитой реки Кавери, где Пол Бут и участники экспедиции ABU поймали своих самых крупных барбусов.

Итак, мы с Энди устраиваем себе пятинедельный отпуск и едем в Индию!

Жена согласилась присмотреть за магазином в моё отсутствие. Готовились к поездке мы долго - тщательно подбирали нужные снасти, амуницию. И вот, наконец, в середине февраля 1988 года мы в аэропорту Хитроу поднялись на борт самолёта авиакомпании Air India, который должен был доставить нас в Бомбей (от переводчика: индийцы сделали много переименований на карте страны - Бомбей сейчас называется Мумбай, но я оставляю все названия в том виде, как их употребил автор).
А далее наш путь лежал в Бангалор. Там нас должен был встретить представитель Ассоциации по защите дикой природы Южной Индии. Для того, чтобы решиться провести в компании одного человека целых пять недель, нужно знать его и быть уверенным в нём. До этого мы вместе с Энди лишь однажды ловили хариуса в Шотландии, с тех пор прошло десять лет. Нас тогда было четверо: Энди, Рон Уэллс, ДагАллен и я; мы все разместились в домике на колёсах. Получился, в общем-то, прекрасный недельный выезд на рыбалку, но он преподал нам хороший урок относительно того, насколько важна психологическая совместимость в команде. Если изначально дружески расположенных друг к другу людей на неделю затолкать в тесное помещение, где стоит сильный запах сырых снастей и сохнущей одежды (не будем уже вспоминать про грязные носки); опарыш постоянно норовит расползтись повсюду, - то раздражение достигает пика, и всё самое противное, что глубоко скрыто в характере каждого из нас, находит выход.
Рон и Даг были верными поклонниками традиционной английской кухни, их еда - мясо с овощами. Каждый вечер они плотно заправлялись тушёнкой с зелёным горошком. Наше с Энди пристрастие к кулинарным изыскам их раздражало. Но мы не собирались менять свои вкусы даже на берегах удалённых рек в шотландской глубинке. Однажды мы решили побаловать себя: я приготовил мексиканские энчилады с мясной начинкой. Мы открыли банку перца чили, было много чеснока. Всю эту роскошь мы запили двумя большими бутылками кьянти. Лепёшки для энчилад я раскатывал на откидном столике бутылкой кетчупа Heinz (скалки не было), вскоре мука и чёрный перец были повсюду. Рону и Дагу всё это не нравилось... До того, как мы начали запекать энчилады в крохотной духовке, они отправились в ближайший паб, где и просидели до самого закрытия, выжидая пока ароматы мексиканской кухни выветрятся из нашего вагончика. Потом Даг ругался, что стойкий запах чили бил ему в нос ещё неделю. И я ему верю...
Я никому бы не посоветовал в Бомбее проходить таможню! Сейчас можно лететь прямо в Бангалор, но тогда вариантов не было - только через Бомбей. Бюрократия ужасающая! Нужно было проявить чудеса самообладания, чтобы вытерпеть бесконечные надуманные придирки и вынести, наконец, за пределы зоны таможенного контроля свои фотокамеры и рыболовные снасти. Но, так или иначе, настал момент когда мы всё же смогли поселиться в отеле «Вэст Энд», где и провели свою первую ночь в Индии.

Утром за нами приехали.

Мы погрузили в разбитый внедорожник «Джонга» пожитки, запас провианта на пять недель, в том числе и дюжину живых кур (холодильников в джунглях Индии нет), и тронулись в путь. Езда была ужасная! На узкой дороге нас трясло, швыряло из стороны в сторону, мы набивали себе синяки, стоял невероятный зной, мы задыхались в густых клубах висящей в раскалённом воздухе пыли, столбом поднимавшейся из-под колёс... И одновременно было безумно интересно! Мы видели большие стаи обезьян, проезжали мимо деревень, представлявших собой скопление хижин-мазанок, глядели на индийских девушек, выходивших за водой к колодцам. Они были одеты в яркие красочные сари; их чёрные, как смоль, волосы украшали свежие цветы; девушки были наделены горделивой грацией, какой на Западе уже не встретишь...
...Мы видели примитивные печи для обжига кирпича и черепицы; провели полчаса, общаясь с группой дорожных рабочих (в основном, женщин), которые готовили дорогу под укладку асфальта; и даже прокатились на повозке, запряжённой волами. Мы с Энди извели массу фотоплёнки во время нашей первой поездки из Бангалора к долине реки Кавери - всё было в диковинку, всё хотелось запечатлеть.
Машина по крутым склонам спускалась к конечной цели нашего путешествия. Открылся вид на реку. Она была прекрасна (фото 13)!

Именно такой мы её и представляли. Кавери несла свои воды по каменистому ложу. По всей ширине потока громоздились камни, некоторые из них огромные; шумные пенные быстрины сменялись глубокими омутами, в которых кружили водовороты. Мы добрались наконец-то сюда, что-бы сразиться с могучим барбусом!
Крутые берега поросли колючим кустарником. Через засохшие ручьи и овражки мы двинулись вверх по течению реки по направлению к нашему лагерю. Вот и он! Место называлось Гари Бора, здесь большой гранитный утёс высится над рекой. Мы встретили наших проводников, их звали Бола и Субан. Был там ещё лагерный повар Айван. Нас дожидался очень интересный человек - охотник Дон Андерсон. Дон - сын знаменитого охотника, покойного Кеннета Андерсона, написавшего захватывающую книгу «Девять людоедов и один бродяга». Мы засиделись допоздна, зачарованно слушая рассказы Дона про индийские джунгли. Он временами замолкал и предлагал послушать живые голоса леса: вот в темноте совсем рядом с нами роется в земле дикий вепрь, воют шакалы... трубит слон - это самец... Как мы после этого смогли уснуть, я плохо представляю сейчас. Видимо, крепко устали за день...
А утром все остальные звуки заглушил мощный непрерывный шум. Дон сказал: «Господи! Они открыли плотину!», - и пояснил, что ловля барбуса отодвигается дней на десять. Штат Тамил Наду, что расположен ниже по течению Кавери, страдает от страшной засухи, правительство уступило мольбам и согласилось затопить всю долину реки, чтобы вода попала на крестьянские рисовые поля. Буквально за несколько часов уровень воды в Кавери поднялся на 30 футов. Дон пояснил, что выше вода поднимается только в сезон муссонных дождей. И надо же было такому случиться именно в наш первый день на реке!
Оставалось ждать... С Бола и Субаном мы обследовали долину: выслеживали группы слонов; видели следы, оставленные на берегу большими крокодилами после того, как они нежатся в грязи; ловили ядовитых змей... Иногда мы брали лодку и переплывали на другой берег. Всё, что проделывал Бола, повторял за ним Энди. Пришлось и мне пытаться в свои сорок лет исполнять трюки, которые дома сочли бы очень опасными. Но то была прекрасная возможность снова побыть мальчишками, и мы с Энди от души этим наслаждались!

БАРБУС

Вы спросите - что есть у этой странной, доисторической на вид рыбы, чего нет у других? Для начала, - барбус предпочитает жить на быстрине стремительных и бурных горных рек. Он выбирает для себя реки шириной триста ярдов, которые местами резко сужаются до тридцати, поток с шумом протискивается среди скал. Кажется, что в таких стремнинах рыба жить не может... Но она живёт! Именно здесь, в струе, мчащейся со скоростью 10- 15 узлов, ревущей среди больших чёрных камней, взбивающей белую пену и вздымающей в воздух облака мельчайших брызг, можно найти самых крупных барбусов. Эта массивная речная рыба может весить до 140 lb, чешуя у барбуса настолько крупная, что выглядит непропорциональной размеру тела рыбы, плавники и хвост очень мощные. У него огромный рот, обрамлённый толстыми и крепкими, как резина, губами. Наружных зубов нет, но есть глоточные, способные сокрушить всё, что угодно: рыбу, краба... И ваш крючок тоже, если он вдруг окажется так глубоко у барбуса в глотке.
Барбус наделён невероятным ресурсом жизненных сил. Напряжённая борьба с рыбой весом 50-70 lb на протяжении часа - обычное дело, и всё это время без малейшего намёка на то, что барбус выдыхается и устаёт. На любом этапе вываживания он может неожиданно стащить 50- 100 ярдов лески прочностью 30-40 lb на разрыв так легко, будто это его первый рывок после поклёвки. Часто сразу после засечки барбус тянет так, что на катушках ABU размера 7000 или 9000 совсем не остаётся лески - и ты либо бежишь за рыбой, пытаясь её остановить, либо леска лопается с таким хлопком, будто под ухом выстрелили из пистолета. Но в какой-то момент барбус внезапно всплывает животом вверх с широко раскрытым ртом - теперь его можно брать, но и это подчас непросто сделать на быстром течении...
Всё ещё трясущимися руками продеваешь рыбе в рот мягкий шнур, выводишь за жабрами, делаешь петлю и оставляешь барбуса в покое в потоке воды, головой к набегающей струе, пока он полностью не восстановит дыхание. Только после этого можно фотографировать трофей. А затем отпускаешь барбуса, с которым породнился душой за время долгой и отчаянной борьбы, на волю, в родную реку...
Так вот, я спрашиваю - много ли вы знаете пресноводных рыб, которые в состоянии одним махом стащить с мультипликаторной катушки 200-300 ярдов лески, согнув в дугу 11-футовое удилище тестом 3 lb.
Уровень воды в Кавери опустился, и уж тут-то мы с Энди отвели душу!

Рыбалка дарила нам незабываемые впечатления!

Каждый день попадалась рыба, которая упорством сопротивления превосходила всё, с чем мы сталкивались накануне. Сначала мы поменяли на катушках лесу тестом 20 lb на 30, а потом и на 40. Скорость течения такова, что даже грузило весом 4 унции дно не держит. Поэтому мы крепили на леску небольшую свинцовую полоску в 12 дюймах выше крючка № 6/0, забрасывали поперёк потока, давали слабину, позволяя ей зацепиться за камень... После этого подматывали лесу и ждали, нервно предвкушая яростный удар крупного барбуса - даже среднего размера особь при поклёвке тянет с такой силой, что приходится ловить, всё время не выпуская удилище из рук.
Независимо от того, какая наживка на крючке: тесто из раги (местная мука из проса), речной краб, 8-дюймовый живец - поклёвка всегда такая, будто крючок вдруг зацепили за грузовик, едущий со скоростью 40 миль/час. Пока тормозишь разгоняющуюся шпулю большим пальцем руки, лихорадочно пытаясь включить мультипликатор на передачу и выполнить подсечку, палец уже почти дымится от трения... Правда, очень часто крупные барбусы засекаются сами, бросаясь вниз по течению, едва схватив наживку. Вскоре начинаешь испытывать невыносимую боль в паху - в том месте, куда упирается комель удилища. Ты часто перекладываешь удилище из одной руки в другую, чтобы дать напряжённым мышцам хоть небольшую передышку. Товарищ щёлкает камерой, снимая незабываемые моменты борьбы с сильной рыбой, а в паузах съёмки подносит к твоим пересохшим губам бутылку с водой, чтобы ты сделал глоток-другой... Борьба настолько изнурительная, что сразу после поимки большого барбуса ловишь себя на мысли - всё, хватит, больше я снасть забрасывать не буду - а то вдруг возьмёт ещё один!..
С самого начала мы с Энди договорились - как только один из нас на рыбе, другой выматывает снасть, берёт в руки обе камеры, свою и товарища, и начинает снимать. Этим мы убивали сразу двух зайцев: делали много хороших кадров и одновременно учились бескорыстию.
Вообще, в Кавери рыба разных пород вырастает очень крупной - река полна жизни, кормовая база изобильна. Под каждым камнем кишат улитки, рачки, личинки; малёк миллионами резвится в прибрежных заводях - когда ополаскиваешь руки от налипшего теста, рыбки стаей собираются вокруг и хватают крошки раги. Температура воды во время нашего пребывания на Кавери была в пределах 30-32°С, а ведь настоящее индийское лето было ещё впереди...
...Ловили мы подчас и так: в том или другом месте 4-мильного участка реки, в пределах которого рыбачили, гиды доставляли нас на лодке к каменной гряде, торчащей посреди потока - в таких местах течение самое быстрое. После успешной подсечки барбуса мы прыгали в лодку и боролись с ним на воде, выбираясь на берег или каменистое плато уже в последней фазе вываживания. Ясно, что подобная ловля сильной рыбы на быстрой реке, стремительно бегущей по камням, - спорт захватывающий, хотя и довольно опасный.
Прошла неделя... Ходьба босиком дала о себе знать: камни, песок и гравий стёрли кожу на ногах, я едва мог ступить, не морщась от боли... А вот у Энди всё было куда хуже!.. Он на камне разбил ногу - рана была такая, что обнажилась кость! Нога воспалилась угрожающим образом - голень распухла так, что стала чуть ли не толще бедра, любое прикосновение причиняло Энди мучительную боль. А до назначенного дня, когда за нами должны приехать, оставалось ещё полных две недели... Что делать? Положение становилось безвыходным. Мы были в отчаянии... И тут вдруг послышался звук мотора - по направлению к нам вдоль берега по слоновьей тропе ехала машина!
То были Сушил и Нанда Гьянчанд - семейная пара, рыболовы и охотники. Мы с ними порыбачили вместе в первые дни нашего пребывания на Кавери. Нанда - врач, работает в Бангалоре; Сушил владеет большим бизнесом по добыче гранита в Южной Индии. А отец Сушила - врач, он в Бангалоре один из лучших специалистов по заболеваниям костей. Не чудо ли, что именно Сушил и Нанда вдруг появились именно в этот момент в глуши индийских джунглей?! Супруги ехали отдохнуть, планировали провести с нами три дня, половить барбуса привезли с собой горы свежей снеди и холодное(!) пиво, но когда они увидели, в каком состоянии нога Энди, то сразу помогли ему забраться в свою «Джонгу» и повезли в Бангалор. В Бангалоре Энди провёл две недели. Лагерь сворачивал я один. Состояние Энди было очень тяжёлым, кость ноги была сильно поражена, оставался буквально шаг до гангрены. Энди на реке держался молодцом, стойко переносил боль, но приходится признать - не появись вовремя супруги Гьянчанд, и исход мог быть самый печальный... Не хочется об этом даже думать...
Мы жили в речной долине, вокруг нашего лагеря было полно ядовитых змей, скорпионов и пауков, в реке плавали огромные крокодилы... Знаете, побыть вдали от цивилизации - это бальзам для души, но только до тех пор, пока что-то не случится, и не потребуется медицинская помощь...
У нас сложились прекрасные отношения с проводниками. Бола и Субан всегда готовы были плыть, чтобы освободить зацепившуюся снасть или помочь вывести рыбу. Пять недель мы питались простой индийской пищей, за это время я похудел на 13 кг! Наблюдали вблизи жизнь дикой природы - мы насчитали 12 видов хищных птиц на участке речной долины протяжённостью 4 мили. На высоких деревьях, почти у нас над головой, гнездились орлы, грифы, коршуны... По ветвям прыгали обезьяны. Всего мы поймали 60 барбусов весом от 5 lb, двенадцать весили более 50 lb; два самых крупных потянули на 71 и 87 lb. Большая часть барбусов были пойманы на тесто из муки раги, а где-то дюжина - на живца, которого наши проводники ловили на отмелях накидной сетью.
Кроме барбусов нам попадалась и другая, более мелкая рыба. Особенно запомнились экзотические, ярко окрашенные тропические рыбы, немного похожие на усача. У них специфические рты-присоски, рыбы эти живут и кормятся на быстром течении, присасываясь к камням. В реке в изобилии водились сомики весом до 5 lb, их жарили, приправив карри, и это было вкусно (фото 14).

Однажды мне «повезло» вытащить большую каймановую черепаху. Она злобно шипела, сильно вытянув шею. Весьма неприятное зрелище! Я поспешил обрезать леску. Что интересно, Субан всю жизнь прожил у этой реки, но никогда подобную черепаху не видел.
Рыбалка на Кавери стала ярким событием в нашей жизни. Навсегда в памяти запечатлелись незабываемые картины... Ты готовишься на рассвете к ловле, - и слышишь рёв слона с противоположного берега; неподалёку в воде резвятся выдры; монотонно кукует индийская кукушка. Неудивительно, что мы с Энди ещё не раз возвращались в эту благословенную долину. Излишне также говорить о том, что Сушил и Нанда стали нашими близкими друзьями.
Мы с Энди вернулись на Кавери ровно через год, в марте 1989 года. Теперь, одолжив у Сушила внедорожник, мы смогли обследовать долину на несколько миль от нашего лагеря вверх и вниз по течению реки.
Выдалось одно утро, которое я не смогу забыть никогда - за 60 лет увлечения рыбной ловлей у меня ни разу не было такого улова, как в тотдень. Как обычно, мы проснулись задолго до рассвета и стали собираться. На сегодня мы наметили для ловли точку, до которой нужно было ехать около часа. Бола и Субан складывали в машину удочки, сетку для ловли живца, фотокамеры, большой пакет только что запаренного раги. Мы с Энди набрали в бутылки питьевой воды из фильтровального аппарата. Дали указания повару (его звали Раджу) - готовить еду с таким расчётом, что мы вернёмся ближе к вечеру, уже в сумерках.
Как обычно, пока мы добрались до места по каменистой дороге, извивающейся вдоль реки, машина и всё в ней покрылось толстым слоем пыли. Место, куда мы прибыли, называлось Онти Гонду. Тут была теснина, за тысячелетия река прорезала узкое ущелье в чёрных скалах. Никаких песчаных пляжей и растительности по берегам - повсюду только камни. В облюбованном нами месте ширина потока была не более 30 ярдов, вода вырывалась из теснины, чтобы дальше разлиться чередой относительно тиховодных пулов, соединяемых пенными перекатами. На струе, мчащейся со скоростью 15 узлов по каменному ложу с глубинами до 30 футов, рыба стоять не может по определению. Но я писал выше - только не барбус! Этот горбатый силач, достигающий веса 140 lb, покрытый мощной чешуёй, - что-то среднее между карпом и усачом (по научной классификации он как раз усач), любит такие места!
Мы с Энди уже поймали немало трофейных барбусов. Ловили их в глубоких пулах, на быстринах, в местах, где пенный поток шумит среди нагромождения камней... Каждый трофей доставался ценой упорной борьбы. Бола и Субан показали нам Онти Гонду - это дикое место, где обитают только обезьяны, змеи, да иногда забредает вепрь. Они сказали, что барбуса-гиганта нужно искать здесь. Проводники и мы с Энди не менее получаса осторожно пробирались по залитому водой нагромождению острых камней. Наконец выбрались к замечательному месту - река делала два S-образных поворота, между которыми шла глубокая прямая «труба».
Я стал на большом плоском камне у поворота реки, Су-бан пристроился рядом со мной. Энди и Бола расположились ниже по течению, среди камней поменьше. Моя оснастка: комок теста из раги размером с утиное яйцо, слепленный вокруг крючка № 6/0; 18 дюймов выше крючка на леске зажата полоска свинца весом 2 унции. Я сделал косой заброс на 20 ярдов поперёк течения, чуть вниз. Течение подхватило оснастку и потащило по дну к камням, что торчали среди русла, немного выступая над водой. Я чувствовал - если здесь есть барбус, то он стоит сразу за этими камнями. Так оно и было! Удилище вдруг резко согнулось, шпуля под моим пальцем бешено закрутилась - барбус помчался вниз па течению! Я быстро управился, переключил мульт 9000 в рабочий режим, но 100 ярдов лесы 40 lb сбежали мгновенно. Мне удалось задержать рыбу, и она пошла по широкой дуге, рядом с тем местом, где ловил Энди. Я отвоевал назад немного лески.

Страшная сила у этой рыбы!

Упрямый барбус боролся со мной полные сорок пять минут! Он гнул мощное удилище в дугу, леса тёрлась о донные камни и могла
в любой момент оборваться... Наконец, барбус сдался. Полностью недвижимый, показал на поверхности своё широкое тело... Было в нём, как показало взвешивание, 81 lb. Субан, как водится, привязал его и оставил на струе - восстанавливать силы. Энди и Бола пришли к нам, чтобы фотографировать вываживание. А потом мы все решили укрыться от 40-градусной жары в тени тамариндового дерева и немного передохнуть.
Отдохнули. Пошли снова ловить. Энди и Бола направились вниз по течению - к повороту реки. Перед тем, как отпустить своего трофейного барбуса на волю, решил сделать последний заброс. На этот раз на крючок я насадил мёртвую рыбку. Барбус обычно питается мелкой рыбой и крабами. Свежая рыбка, влекомая течением по дну, стукающаяся о камни - такое он пропустить не должен. Так и случилось. Недаром же я сказал, что этот день - самый удачный за все мои годы рыбалки! Только я забросил свою наживку к огромному утёсу, что высился над водой, - и сразу же взял барбус. Он потянул с такой силой, что реально мог вырвать удилище из рук, я едва не потерял равновесие и не свалился в бурный поток.
Я сразу понял, что на крючке очень большая рыба - никогда до этого я не сталкивался с такой мощью. Если она рванёт вниз через перекат, я не справлюсь... К моему счастью, этот барбус вёл себя совсем не так, как предыдущий - он час боролся накоротке, у моего берега. Я стоял на обрыве, под которым река вымыла в камне настоящую пещеру. Барбус забился туда, и как я ни старался, но выкачать его из этого убежища на открытую воду был не в состоянии. Я обессилел. Руки (особенно запястья) страшно болели, комель удилища набил синяки внизу живота... Никогда бы не подумал, что схватка с рыбой накоротке может быть столь изнурительной. Борьба длилась уже более часа... И тут неожиданно барбус вышел из укрытия, сделал пару проходов поперёк течения и всплыл брюхом кверху всего в нескольких ярдах от меня. Бола прыгнул в воду и быстро выволок огромного барбуса на берег. Он проделал это с видимой лёгкостью, и это удивительно, если учесть, что проводник весил лишь немногим больше рыбины. В ней было 92 lb!
Да, то был мой день! В течение нескольких часов вытащить двух таких барбусов (81 и 92 lb), лучших в мире пресноводных спортивных рыб, - это, насколько я знаю, рекордное достижение за все послевоенные годы. И уж точно, это мой самый замечательный улов в жизни (фото 15).

Пару дней спустя фортуна улыбнулась Энди - он поймал огромного барбуса весом 95 lb. Причём, случилось это всего ярдов на двести ниже того места, где я взял своих красавцев. Боролся Энди с трофеем тоже час, по ходу вываживания Бола и Субан переправили его на лодке на другой берег, чтобы быть подальше от быстрин с нашей стороны. Я постоянно снимал процесс борьбы с рыбой с длиннофокусным объективом. Сделал также и кадр, где вся троица возвращается с добычей. Бола с огромной рыбиной на плечах, которая весит столько же, сколько он сам, бежит босиком по раскалённым камням (фото 16)...

Удивительные люди! Сила, выносливость и отвага наших проводников просто феноменальны! К тому же, они потрясающе чувствуют и понимают природу.
Я не знаю людей, к которым испытывал бы такую же благодарность и уважение, как к Бола и Субану.

Энди полностью разделяет мои чувства.

И, в завершение, если информация Вам понравилось или была полезной, может так же  обратите свое внимание на книгу, пускай и не посвященную вопросы поста на прямую, но интересную тем, что в ней повествуется в легкой форме о периоде прощания с юностью и таких уже далеких 90-х годах: