среда, 12 октября 2016 г.

Заметки рыбака: За щукой на реки солониху и серединку

В рамках своего очередного рыболовного вояжа отправились мы с товарищами покорять две совершенно новые для себя реки - Серединку и Солониху. Это небольшие речушки в низовьях Днепра (Херсонская область), надежно укрытые камышом и полями кувшинки от влияния цивилизации. Сомнений у нас не было - пребывать в таких условиях щуке комфортно, наверняка там её очень много, как, впрочем, и на многих других участках днепровской дельты. Но надежной информации о клеве на Солонихе и Серединке у нас не было - слишком уж неприметны эти две речушки на фоне множества им подобных. Потому, видимо, даже местные рыболовы здесь рыбачили довольно редко. А мы внимание им уделили, о чем впоследствии не пожалели. Немало нового и интересного за проведенные здесь четыре дня я смог открыть для себя.

Этим и поделюсь в этой статье…
Был август - время, в некотором роде, переломное для щуки. Как известно, уже в конце лета хищница начинает переходить с летнего на осенний режим поведения, что, в целом, сопровождается улучшением клева. Однако, в этом году август выдался особенно жарким. А с учетом того, что низовья Днепра - места южные, то шансов встретить сейчас осеннюю активность щуки не было. Но это не особо печалило, ведь и без выраженного осеннего жора щучья охота может быть увлекательна и азартна.
Из Харькова выехали вечером с тем расчетом, чтобы прибыть на базу около полуночи и успеть отдохнуть перед выходом на воду. Мы уже давно отметили слабую привязанность южной щуки к утренним часам кормежки. Часто (пожалуй, в большинстве ситуаций) наиболее высокая активность наблюдалась ближе к полудню и даже в самый полдень, но никак не ранним утром. Но то было отмечено на других реках дельты, как проявит себя щука на Серединке и Солонихе, еще предстояло выяснить.

ПЕРВЫЙ РЫБОЛОВНЫЙ ДЕНЬ

Помня об обыкновении местной зубастой активничать в самый солнцепек, а не прохладным туманным утром, да и желая чуть дольше поспать после дальней дороги, на воду вышли около 7 утра. Первой на нашем маршруте значилась Серединка. Не уверен, что это было течение (возможно, просто ветер), но в этот день вода в Серединку заходила прямо из Днепра. Очень даже неслабый и необычный истоку Серединки оказался. Опять же, к клеву или нет подмеченный факт, пока было непонятно. Исходя из наблюдений, в жаркую погоду любое попадание воды из крупного водоема в более мелкий способствует насыщению среднего и поверхностного слоев последнего кислородом. Течение и ветер дополнительно перемешивают воду и, в целом, условия для щук становятся комфортнее. По идее, рыба должна клевать. Но идея это одно, а практика - другое.
Недалеко от соединения Серединки с Днепром мы бросили якорь. На одном из первых забросов случилась поклевка - щучка около 800 граммов весом надежно засеклась двумя тройниками 130-го «Балисонга». Он в этих местах о-о-чень популярная приманка. Клюнула щука на самом русле. Этому мы не придавали пока никакого значения - ждали более надежной статистики.
Вообще, местность представляла собой прямую протоку шириной метров шестьдесят с максимальной глубиной 2,5-4 м, берега сплошь поросли камышом. Вариантов ловли по таким местам в нашем арсенале имеется несколько. Среди них:
• Облавливать стену камыша с расчетом выманить хищницу из укрытия. Лучшими приманками для этого, как правило, считаются поверхностные минноу легко женный силикон. Техника ловли довольно простая - заброс впритирку к стеблям камыша, а лучше даже чуть вглубь, и аккуратные проводки. Обычно в распоряжении рыболова всего пару ступенек, а то и вовсе первое падение, но и этого часто бывает достаточно.
• Сконцентрироваться на ловле в траве, что возле берега (точнее, камыша). Как показывает практика, здесь щука стоит практически в любое время, однако оправдано ее ловить лишь тогда, когда густота и прочность водорослей позволяют делать относительно комфортные проводки. Удобнее всего на таких участках использовать силикон (порой довольно тяжелый) или поверхностные блесны- незацепляйки. Тяжелые джиги (8-12 гр.) хороши при продирании через траву, а блесны и парусящая резина на легких (4-6 гр.) джигах неплохо проходят над травой. Слышал даже об успешной ловле спиннер-бэйтами, но сам так не ловил. В принципе, выбрать есть из чего.
• Ориентироваться на границу чистой воды и края прибрежных водорослей. На таких равнинных речушках, как Серединка и Солониха - это и есть свал в русло. Безусловно, подобные участки, априори, перспективны. Рыбача раньше на других южных реках, я заметил, что максимальное число поклевок имеет место там, где свал в русло представляет собой чистое дно с редкими кустами травы.
• Искать счастье прямо на русле. И хоть принято считать, что русло в летнюю пору часто пустует, во многих случаях это не так. Просто следует понимать, что есть действительно глубокие участки (от 5 метров), где и кислорода на дне мало, и кормовой рыбы нет, да и бороться со струей постоянно хищнику приходится, а есть такие русловые участки, где и глубина небольшая, и вода не такая застоявшаяся и теплая, как на мелководьях. По нашим прикидкам русло Серединки (глубиной 2,5-4 м) представлялось для щуки вполне комфортным, а, значит, интересным и для нас. Думаю, все же не случайно у нас состоялась первая поклевка как раз на русле.
После первой поимки прошло уже немало времени, а тот самый «ключик к рыбе», о котором часто приходится слышать, подобрать всё не удавалось. Где-то через полчаса случилась вторая поклевка, она оказалась холостой, а вот следующая подарила щучку граммов на семьсот. И если первая зубастая покусилась на воблер, то вторая - на силикон, что добавило неясности в плане поиска правильной стратегии ловли. Спустя два часа ситуация все еще не прояснилась. Нас было в лодке трое, мы использовали разные приманки (минноу, крэнки, силикон), и на всё заработали примерно одинаковое количество поклевок.
Пройдя под мотором с полкилометра, решили якориться не на середине русла, а в шахматном порядке недалеко от берега. Теперь стояла задача - проверить не только глубину (2-3 метра на русле), но и бровку, а также стену камыша. Почему мы сразу не решились на облов прибрежных участков? Просто абсолютно неподвижная, с зеленым вязким подслоем, вода у берега визуально казалась совершенно безжизненной. Откровенно не верилось, что здесь будет стоять хищник.
Несколько остановок возле камыша и над бровкой, расположенной в десяти метрах от берега, поклевок не принесли. Зато с русла снова поймалась щука-килушка. Это уже мы расценили как явный знак того, что вся щука стоит именно на глубине. На этот раз сработал съедобный виброхвост Sawamura OneUp Shad 3". Уже в который раз отправляясь за щукой в низовья Днепра, из силиконовых приманок мы по умолчанию используем Predator Mann’s, Sawamura OneUp Shad и Mikado Fishanter - настолько хорошо эти приманки себя проявили в прошлом.
Относительно воблеров 1Шгу уверенно сказать - собираясь в здешние места хоть летом, хоть осенью, с собой следует иметь, как минимум, Zip Baits Orbit 110 SP, Deps Balisong 130 SP и 100 SP, O.S.P. Rudra Jerkbait 130 SP. Они тут работают практически всегда и везде.
Время было уже обеденное, усталость после долгого пути, проделанного накануне, давала о себе знать все больше... Рыбалка протекала слишком вяло - на троих одна поклёвка за полчаса, это для здешних мест совсем плохо, почти что ничего... Нужно было радикально менять тактику. На «дальние кордоны» идти не очень хотелось, сегодня по плану мы изучали ближние акватории. В общем, удостоверившись, что сейчас и здесь щука располагается именно на русле, при этом аппетита у неё нет (или её просто мало), мы отправились на базу - под прохладу кондиционеров. А вечером на воду решили не выходить - восстанавливали силы и накапливали азарт для завтрашней рыбалки, которую запланировали провести на реке Солониха. А на Серединку мы еще вернемся, она все равно по пути.

ВТОРОЙ РЫБОЛОВНЫЙ ДЕНЬ

Проснулись рано. Неслабый ветер на рассвете мог предвещать бурю днём, хотя прогноз погоды был весьма оптимистичным - 4-5 м/с, пасмурно. Но если на малых речках дельты і такой ветер вполне терпим, то, к примеру, на Конке и, тем более, Днепре в такую погоду особо не половишь. Но в наших планах значилась Солониха с ее многочисленными поворотами и закрытыми от ветра местами.
Река Солониха имеет длину примерно 10 км и ширину 30-40 метров. По всей своей протяженности она змеей тянется нескончаемыми камышовыми коридорами, время от времени соединяясь с мелководными, но довольно большими озерами. В последних, кстати, обитает масса карася, притом экземпляры попадаются на 1 кг и больше. На базе, где мы остановились («Дельта Днепра»), были не только спиннингисты, но и карасятники. Многие успешно рыбачили на озерах, что возле Солонихи. Я уверен, не только мирная рыба, но и щука тоже посещает эти заросшие озера - слишком уж щучьими они выглядят. Камыш, кувшинка, глубина 1,5-2 метра - удобное место для щучьей охоты, но сейчас, в жару, наверное, хищница избрала более богатые кислородом и прохладные участки водоёма.
Пройдя около километра по Солонихе, останавливаемся, чтобы обловить стену камыша и свал в русло. Визуально река выглядела однообразно, но во многих местах эхолот рисовал то, что по-нашему мнению, непременно должно было привлечь зубастую. На урезе камыша глубина 1,5-2 метра, редкая растительность у поверхности, через пару метров идет резкий свал в русло до 4 метров, на дне редкие водоросли, которые и ловле не мешают, и щука там засаду вполне устроить может. Подобные места хорошо работали раньше на соседней Конке, почему бы им и на Солонихе не работать?
Впрочем, первые сорок минут ловли не принесли ни единой поклевки, что шло вразрез с нашими расчетами. Прошли еще с полкилометра. Чуть меньше времени было потрачено на 200-метровый полив, который располагался выше по течению. Опять же, из практики ловли в реках дельты мы привыкли, что такие поливы - замечательные щучьи места. Кстати, этот травянистый и мелководный (до 2 м) участок Солонихи приглянулся еще двум рыболовным экипажам, но, по- моему, щуку они здесь не поймали.
Стала закрадываться мысль, что щука вообще покинула Солониху, и мы тут можем ловить её хоть неделю, но так и не встретим, но по моему пессимизм достиг критической отметки - за четыре часа ловли на Солонихе мы не смогли заработать ни единой поклевки. На нашем счету были лишь пара щук да неплохой окунь, пойманные на Серединке в самом начале рыбалки. Да и то, поймали рыбу мы как-то слишком просто.
Было это так: стартовав от базы, уверенно шли на глиссере (35 км/ час) по Серединке в сторону Солонихи и вдруг увидели красивые поля кувшинки.

- Давай попробуем?
-Давай!
Не опуская якоря, заглушили мотор и стали дрейфовать вдоль края водорослей. Один-второй заброс - есть щука! Ветром нас протащило чуть дальше, - еще удар, но сход. Сразу же садится окунь на воблер. Буквально через несколько забросов щука больше килограмма весом схватила силикон. До сих пор не понимаю, что нас «дёрнуло» покинуть Серединку? Но, что сделано, то сделано. Таким образом, уже к обеду мы двигались по узкому водному коридору Солонихи (ширина здесь уменьшилась до 25- 30 метров), приближаясь к ее истоку -достаточно большой и полноводной реке Конке. Надежда на хорошую рыбалку еще теплилась. Опять же, в месте притока свежей воды из Конки обстановка могла быть получше...
Остановились на одном из понравившихся нам участков и флегматично начали ловить, ведь это было сегодня далеко не первое внешне соблазнительное место, которое не принесло нам ни поклёвки. Энтузиазма уже не было. Володя твичит, я джигую. Наконец, на одной из пауз у меня аккуратная поклевка. Я уже и подзабыл, как это происходит. Вместо привычного звонкого удара мой Various EG-77M Yamaga Blanks передал едва уловимый тычок. Я подсек. Именно в такие моменты понимаешь значимость таких характеристики удилища, как чувствительность и звонкость. Безусловно, большая часть щучьих поклевок - четкие и понятные (их не спутать ни с чем), но порой (как сегодня) это лишь вялые тычки, прозевать их проще простого. Вот и сегодня - две трети поклевок были на грани различимого. И почти все пойманные щуки приманку прикусывали самым краешком пасти.
После поимки первой зубастой буквально сразу у меня случился сход (на свече) и один невнятный тычок, после которого OneUp Shad остался без хвоста. С этого якоря продолжения не последовало, поэтому мы пошли дальше. Сейчас мы двигались по центру реки, облавливая то одну, то вторую русловую бровки. Больше всего ориентировались на участки глубиной 2-3 метра с редкой растительностью на дне.
Практически везде ближние к берегу несколько метров воды были плотно окутаны водорослями, туда забрасывать приманки было просто глупо. А вот дальше шел ровный «стол» с глубиной 2-3 метра, переходящий в русло, где глубина 4-5 метров. На этом «столе» ловить можно было вполне комфортно, поскольку трава росла только у дна редкими кустами. На самом русле джиговать и твичить было еще удобнее, но поклевок там не было совершенно. Даже на бровке щука не отзывалась. Однако, мы не удивлялись, даже притом, что именно на русле Серединки вчера случались, в основном, все поклёвки. Уверен, все дело было в глубине русла. На Серединке это 2,5-4 м, и там щуке комфортно, а на Солонихе - 5-6 м, что в августе для щуки оказалось слишком много.
Довольно скоро выяснилось, что именно «стол» (полоса между травой и руслом) был самым обитаемым. Град поклевок на нас не обрушился, но где-то через якорь происходила атака. Как и раньше, поклёвка воспоминималась как слабый, нежный тычок, и лишь после подсечки начиналось достойное сопротивление.
Следующая пойманная щука была немногим больше килограмма. Мы её сфотографировали и отпустили. Обратили внимание, что и коллеги на соседней лодке (стоявшие в ста метрах от нас) в тот же момент поймали кряду двух хищниц. Мы задумались. Вариантов было два: либо мы, наконец, нашли щуку, либо просто начался ее клев. Проанализировав происходящее, единогласно пришли к первому варианту. Дело в том, что даже при слабой, в целом, активности, на участке водоёма, где хищницы много, какая-то все равно себя проявит. Пусть мелкая, но клюнет. А сегодня была полнейшая тишина на очень уловистых по всем меркам точках. В общем, понимая, что, наконец, щука найдена и, возможно, ее клев будет еще активнее, мы продолжили ловлю с большим вдохновением. И чем ближе мы подходили к соединению Солонихи с Конкой, тем чаще следовали поклевки.
В одном месте попали на стаю неплохих окуней, они довольно азартно ловились почти с каждого заброса. Неизвестно, как бы долго продолжался окуневый «банкет», если, бы на очередной проводке на силикон не села щука. После этого окуневой стаи и след простыл. Когда стало понятно, что вся щука реки Серединка собралась у ее истока, а, возможно, значительная ее часть вообще ушла в более полноводную Конку, наш азарт к ловле несколько угас. Если бы мы здесь имели дело со щуками от 1,5 кг и выше, то остались бы ловить дольше, но стандартные экземпляры по 0,8-1,2 кг нас уже не слишком радовали. Да и клев был не самый хороший...
Четко просматривалось, что здесь и сегодня единоличным лидером среди приманок был силикон. По отношению к твичингу (Володя практически все время твичил) расклад был где-то пять к одному в пользу джига. И это удивляло, ведь на соседней Серединке твичинг был явно предпочтительнее джига.
Наблюдалось это и в первый, и в последующие дни.