среда, 21 сентября 2016 г.

Заметки рыбака: Ловля сома на Волге

20014 год для ловли сомов на Днепре оказался для меня неудачным. Природа распорядилась так, что основная его масса из-за плохой погоды не отнерестилась. Сом болел, кормился слабо и неохотно выходил на диалог.
Лето, которого ждал весь год с надеждой и вожделением, к которому готовил снасти, закончилось. Казалось, что нас ждет лишь "...пышное природы увяданье"', ан нет. Бывают в нашей жизни и приятные неожиданности: в середине сентяб­ря друзья пригласили меня в команду для поездки на рыбалку нар. Волгу.

Позади сборы, несложный переезд, и вот мы со снаряжением (лодкой, двигателем, палаткой и пр.) в городе Славянске. Сходив с друзьями по традиции в пятницу в баню, смыв недельную пыль и выгнав паром с веничком мысли о нерешенных рабочих проблемах, слегка подкрепившись и в меру заправившись, мы выехали в ночь на двух" ГАЗелях" в сторону великой русской реки. Славянск провожал нас добрым теплым дождиком.
Две сотни километров до украинско-российской границы проехали незаметно. Между тостами два заядлых жерешатника - А. Оводов и В. Тарамала - очень ярко, красноречиво и убедительно предлагали мне присоединиться к ним и отвести душу ловлей жереха, оставить в покое волжских сомов. На что вспомнилась фраза из прочитанной когда-то характеристики некой ортодоксальной личности: " ...дурной, но зато решительный!" Пограничный и таможенный контроль прошли глубокой ночью, быстро и легко. Разве что российский молодой таможенник заявил, что при пересечении границы мы можем ввезти по 40 кг багажа на человека, а у нас многократный перевес. Поэтому необходимо заехать на весы и заплатить небольшую пошлину. Предъявляем таможеннику 150 литров питьевой воды, мешок с припасами, видавшие виды матрацы и кухонные котлы. Он смущается и машет рукой - езжайте.
До Волги путь неблизкий - около 1000 км, его мы проехали без особых приключений за 17 часов благодаря нашим профессиональным водителям. Российская ГИБДД останавливала нас практически на каждом посту. Не могу сказать, чтобы они сильно придирались: то водитель не пристегнут ремнем, то иммиграционные карточки не в порядке, то не освещен задний номерной знак... Но все вопросы легко решались подношением нашей неповторимой горилки с перцем. А вот пост ГИБДД в г. Калач-на-Дону мне не понравился. Наша "ГАЗель" легко проскочила, а товарищей подвергли личному досмотру, рылись в вещах, долго выясняли, внесен ли эхолот в таможенную декларацию. Потоптавшись на свежем утреннем воздухе, сфотографировавшись у поста с ослом, медведем и львенком и решив вопросы с братьями-славянами, мы резво отправились к намеченной цели.
У самой Волги на сельском рынке засыпаем свободное пространство в транспортных средствах помидорами, луком, баклажанами, дынями и, естественно, астраханскими арбузами. Ребята, знающие процедурные вопросы, отмечают на дому у председателя поселкового совета иммиграционные карточки и договариваются с паромщиком. По грунтовой дороге наконец-то выезжаем на берег Волги.
Ну что вам сказать?! Если это правый берег, то обрыв с десятиэтажку, если течение - то как на реке Десне, если ямы - то 20-60 метров глубиной. Вода очень чистая, сине-зеленые водоросли обнаруживаются с большим трудом в мизерных количествах. На этой воде мы готовили, когда закончились наши запасы.
Старенький буксирчик, на облупленном спасательном круге которого с трудом читалось "Кооператив "Новая жизнь", виртуозно развернув на течении понтон с нашими машинами, причалил к живописному берегу острова. И если до Волги мы ехали по скудной калмыцкой степи, то остров изобиловал вековыми ивами, а на причале нас встретил незамысловатый плакат: "Лес беззащитен и раним, развел костер - следи за ним".
Спросил у паромщиков, есть ли сомы в Волге.
- Да, попадаются! - говорят.
- А крупные есть?
- Да, попадаются.
Предлагаю попробовать украинскую с перцем. Разговор налаживается :).
Выясняется, несколько лет назад, в месте слияния рек Бобер и Волга, у шестидесятиметровой ямы часто выходил на поверхность гигантский сом. Так паромщики заказали у кузнеца крючок из рессоры, привязали его к веревке в палец толщиной, наживили баранью голову да завезли с грузом и буем на яму. Утром буй с трудом нашли, подцепили его с буксира багром, да руками не удержать. Привязали веревку к кнехту и подтащили улов к берегу, а там ребята его трактором вытащили на берег. Сом был весь желтый и весил без малого 600 кг. Возражаем, что по Сабанееву он крупнее 300 кг не растет.
- У Сабанеева, может, и не растет! А на Волге все растет. У нас стерлядь пудовая - не редкость. В подпертую палкой пасть пойманного сома мог поместиться целый баран.
- А фотографии есть? Спрашиваю я.
- Да где-то были!
- А найдете?
- А кто ж их найдет?

Епт, та даже если ввести традиционный рыболовно-охотничий коэффициент доверия, равный 50 %, то все равно рассказ впечатлял и будоражил.
К слову, в деревне этот случай помнят: "Сома, говорят, поросята доедали”.

Начало смеркаться, прошел обильный дождь, довольно прохладно. По песку выезжаем на место стоянки. Следует отметить, что песок на Волге истерт в пыль. Это еще не глина, но уже и не привычный нам песок. Порой это очень удобно, например, попадая в еду, на зубах он практически не скрипит. В сумерках устанавливаем палатки, взяв немного сена из огромных стогов, стоящих на острове. На скорую руку перекусив, уставшие, ложимся спать.
Ночь прошла тревожно, было на то ряд причин: сладчайшие астраханские арбузы, крики сбивающихся в стаи диких гусей и корсаки. Эти жуликоватые животные, похожие на лис с длинными ногами, отвратительно кричали по ночам, рыская у лагеря. А после одной из наших вечеринок они прикончили литровую бутылку "Коктебеля".

Наконец наступило долгожданное утро.

Первый день уходит на добывание ракушки перловицы как основной наживки для сома и на изучение местности.

Второй день. Места для сома удивительные: эхолот показывает ямы глубиной 20-25 м, чередующиеся с семи-девятиметровыми перекатами, дно испещрено бороздами глубиной 0,5-1,0 м. Они прекрасно визуально просматриваются на обмелевших косах.
Вторая половина дня, а поклевок нет! На реке на нескольких лодках стучат квоками. Подъезжаю к коллегам, после традиционных приветствий и обмена специфической информацией выясняю, что до холодного дождя сом брал, а вот уже второй день как отрезало, в округе никто клева не видел. Что и сказать! Информация "обнадеживающая". Друзья - жерешатники сочувственно и с пониманием выслушивают ее вечером у костра, советуя утром присоединиться к ним.

День третий. Повторяя, как заклинание, вышеприведенную фразу из характеристики, готовлю снасти. Облавливаю береговую кромку, выходы и входы на ямы - безрезультатно. Начинаю нервничать, меняю квоки, манеру и систему ударов - опять ничего. Уныло скатываюсь по плоскодонному глубиной 12-14 м руслу, впереди белый буй, обозначающий мелкую косу, а за ней разведанная 28-метровая яма. Эхолот показывает выход на косу: 10 метров, 9, 8...
Подбираю шнур и автоматически постукиваю по воде. Вдруг резкий рывок вниз. Подсечка. Есть контакт!!! Шнур с гудением режет воду - достойный противник! Отдаю размотанный запас шнура - маловато. Развивается худший из возможных сценариев: сом давит вниз в яму и навстречу течению. Трехметровая лодка черпает воду бортом, сбрасываю с мотовила запас шнура, петля обхватывает эхолот. Этого еще не хватало! Ситуация начинает напоминать телевизионную передачу об экстремальных видах развлечений. Шнур перпендикулярно уходит в воду, глубина 24 метра. Стою на коленях в лодке, до половины залитой водой, отдать шнур с мотовилом не могу - жаль эхолот.
Вспоминается рассказ паромщиков, и в голову приходит мысль, что без напарника - это не рыбалка, а трагикомедия. Лодка, как поплавок, подпрыгивает на воде, глухой хлопок. Это в петле у шнура лопнул поводок диаметром 1,2 мм, (кстати купить новый рыболовный поводок можно тут). В случае зацепа за корягу обычно рву его мотором, т.к. руками его практически не порвать. Не знаю, кто из нас двоих был больше рад исходу поединка. Во всяком случае, у меня и мысли не было резать шнур.
Подхожу к берегу, вычерпываю из лодки воду, привожу пульс и снасти в порядок. То, что сом ушел, - это ряд моих промахов. Но впереди еще неделя и поклевка, похоже, была не случайной, поэтому решаю обловить косу.
Выхожу на расчетное место и на втором проходе шнур повело в сторону. Подсечка. По сопротивлению - это попался внучек моего обидчика. Не церемонясь, поднимаю его к поверхности, он уходит под лодку в тень, а вот он и на виду. На вид в нем будет пуд. Сом раскрывает пасть и начинает вращаться. Не верю глазам: крючок не пробил верхнюю челюсть и без особых усилий вылетает из пасти. Багра нет. Судорожно хватаю рукой скользкое тело. Вяло помахивая плесом, сом уходит.
Вот она, беспечность. Ставя на снасть новый крючок и находясь слегка "не в себе", не подточил его. Вот она самоуверенность в чистом виде. Надо было хоть подсекать рывком и всем телом. Не хватает слов, чтобы выразить огорчение, чайки со страхом шарахаются в стороны. Вспомнив, что Стенька Разин где-то здесь княжну потерял, успокаиваюсь.
В лагере на расспросы ответил уклончиво: были поклевки.
День четвертый и последующие. Место осенней жировки сомов было найдено, а дальше дело техники. Что-бы поднять сома, уходило в среднем около часа. Хочу отметить, что досадных промахов больше не было, и, как оказалось, для Волги сом в 30-40 кг составляет средний стандарт. Хотя не раз еще сожалел, что в лодке нет напарника.
Не скрою, что третий день рыбалки был для меня самым эмоциональным и запомнился в мельчайших подробностях.
Не буду рассказывать, что мы отпускали сомов, поцеловав их в скользкие усатые морды. Этого не было по той причине, что лишнего мы не ловили. Если на куканах у лагеря плавала пара сомов, то время не тратили на "ловлю-отпускание", а осваивали близлежащие озера и протоки с гигантскими окунями и линями. К слову, В. Тарамолу на таком озере укусил камышовый кот, вероятно, чем-то рыболов ему не понравился.
Кроме того, команда у нас была слаженная, и потребляли мы сомов естественным образом очень активно, так что двадцатикилограммовый экземпляр уходил за два присеста (обед-ужин). Дежурные кашевары радовали нас сомовьими шашлыками, запеканкой в фольге с овощами, котлетами с кусочками сливочного масла внутри и прочими изысками.

Теперь несколько слов о белой рыбе.

Земляные черви на суглинистых берегах Волги редкость, поэтому мы привезли их с Украины. Снасть для ловли на червя незамысловатая: грузило 70-100 г да два поводка с крючками. После заброса в течение пяти минут вам гарантирован лещ 1-1,5 кг, чехонь 0,4-0,6 кг, густера до 0,5 кг или стерлядка 0,5-2 кг. Последнюю, согласно действующему положению, мы отпускали, но приятно поражало их количество, так как каждый третий - четвертый хвост в улове был стерляжий. Обязательно 1-2 раза в день крючки уверенно обрывала крупная рыба. Замена поводков на более толстые делала снасть более грубой и ее уловистость резко падала.
Иногда эхолот показывал скопление рыбы в толще воды. Тогда в дело шли спиннинги с силиконовыми приманками. Основным хищником, сопровождающим стаю, был судак, а вытащить на вечерней зорьке четырех-пятикилограммового трепещущего серебристого красавца - одно удовольствие. Иногда брала крупная щука. При блеснении сомовьих поклевок не было.

Отдельно несколько слов о волжском сазане.

На повороте Волги с уступистым берегом, ямой до 18-20 м и достаточно сильным течением дончане поднимали сазанов весом до 20 кг. Эта прогонистая, не столь ярко, как карп, окрашенная рыба была желанным трофеем. Рывки, свечки над водой, поломанные снасти и безграничное удовольствие от борьбы с достойным противником обещала сазанья рыбалка. Успеха мы добились, оставив новомодные фирменные аксессуары и соорудив закидушки из лески диаметром 0,7 мм с крючками № 14 на кордовых капроновых поводках, соблазняя сазанов пахучей украинской макухой.
В один из вечеров из соседнего лагеря к нам на огонек заглянул москвич Шурка (такой представился) - краснолицый красавец, не "просыхающий" добряк и балагур. Не скрою, мы были рады поводу приподнять с ним настроение. Дернув рюмочку и крякнув, он неизменно приговаривал: "Пошла, как теща под лед!" Жерешатникам он подарил мельхиоровый девон, а нам долго рисовал схемы, как необходимо забрасывать донку, чтобы ее правильно снесло течением и был клев. Шурка предпочитал ловить белую рыбу на червя, забрасывая с косы на яму.
Утром, вооружившись двумя прутами со сталькой, мы присоединились к нему. Для москвича эта снасть была в диковинку. По его просьбе грузила забрасывали и удерживали на заданном расстоянии и под желаемым углом к течению. Из-за своей результативности сталька в условиях Волги превращается в промысловую снасть. При желании суточный рацион рыбы для лагеря обеспечивался в течение часа. Калмыки, понаблюдав за нами, выразили свое восхищение и подарили кусок соленого осетрового балыка, признав, что их резинки не идут ни в какое сравнение с нашей снастью, и уехали счастливыми обладателями 150-метрового мотка стальки.
Жерех, чувствуя приближение холодов, весело жировал на перекатах. Гоняя верховку, он активно брал небольшой кастмастер, дополнительно снабженный одним-двумя стримерами. Нас выручали тяжелые компактные KASTMAGIC. В последний день рыбалки оставшийся запас этих приманок и моток стальки мы преподнесли Шурке.
Второй колоритной личностью была Дуся, ставшая душой нашей компании. Беззубая калмычка, с ногами для верховой езды, она еще помнила, как до войны реку Бобер вброд переходили коровы. Переправляясь на пароме, она привозила молоко, фрукты, помогала по хозяйству, готовила на костре удивительные национальные блюда, а домой уезжала с рыбой.
Солнечные дни сменялись звездными ночами, интенсивные эмоциональные рыбалки заканчивались чаепитием у костра, и в этом круговороте времени незаметно прошел отпуск.
"Десять дней, проведенных на Волге" - это тема отдельной повести. Это шершни величиной с палец, слетающиеся ночью на свет фонарей, это черепахи, черные гадюки и многое, многое другое.

Расставались мы с Волгой с сожалением и легкой грустью, как с приглянувшейся в командировке женщиной, и обещали обязательно вернуться.
Интересно? Почитай ещё - https://ridero.ru/books/ya_daruyu_vam_prezrene/freeText