воскресенье, 9 октября 2016 г.

Заметки рыбака: Магическая привлекательность рыболовного отдыха

Прямо на причале нас ждал сюрприз
- выспавшиеся до состояния первой свежести друзья уже организовали стол на веранде «музея» и просто как-то поотечески накормили всех горячим обедом, который был очень кстати. На воду уже идти не захотелось, как не захотелось и позже. Робинзон опять куда- то летал на разведку, но ее результатами я даже не поинтересовался
- было бы что интересное, так рассказал бы сам.
Как выяснилось наутро, Сан Саныч все-таки собрался порыбачить с Робинзоном, и они быстренько ушли на Волгу - видимо, Робинзон что-то там наразведывал накануне. У меня по поводу дальнейшей рыбалки никаких мыслей не было вообще, потому в компании Виктора и Еугена отправились вверх по Ахтубе с прицелом на бель.


Еще накануне земляки, стоявшие лагерем именно там, рассказывали, что нашли местечко, где она ловилась бодро и зачетного размера. Но память об уловистой точке иногда может сослужить плохую службу - Еугену приспичило проверить то место, где они в первый выезд так неплохо отловились в проводку. В этот раз ничего путного не ловилось, но сдвинуть его с этого места было выше моих сил. До лагеря харьковчан мы так и не добрались. Ловля ладошечной тарашки меня совершенно не интересовала, несколько спиннинговых забросов тоже не приободрили и не увлекли, потому я просто наблюдал за тем, что происходит на реке (тоже любимое занятие) и выдыхал накопившиеся за несколько дней винные пары. А упорные братья так и до сидели до обеда, не поймали ничего путного, но отправиться на поиски более стоящего места всё равно не пожелали.
У экипажа второй лодки, как оказалось, впечатлений было побольше. Мы узнали об этом, когда уже встретились на базе. Упорный Сан Саныч под руководством Робинзона таки исполнил то, зачем приехал - он зацепил на тролл сома. И тоже, по всему видать, трофейного. Событие это произошло на Волге, «возле белого бакена», но оценить трофей объективно не получилось, так как на сей раз подвели и отсутствие опыта, и снасти. Снасти были робинзоновские - и то, что сломалась застежка, говорит о многом, так как он барахла не держит. Зато тот же Робинзон где- то наразведывал небольшую стаю толстолоба, и они привезли пару штук. До полноценного «толстолоба» они, конечно, еще не доросли, но и «толстолобиками» их уже не назовешь - тот, что покрупнее, потянул на «десяточку».

Возиться с рыбой никому не хотелось, потому все было передано в руки базовских умельцев. Улова этого хватило на все: и на балык, и на царский обед с ухой, «икряниками» и жареной рыбкой (29).

Сразу же после обеда Саныч вдруг объявил, что они уже наотдыхались, и им пора уезжать. Ну, и своеобразный же народ... давно такого не встречал. Налетели, как ураган, от души напелись песен, нахохотались, со всеми перезнакомились, наделали добрых дел и так же неожиданно умчались. А нас и в последующие дни спрашивали самые разные люди: «Куда подевались ваши веселые земляки?».
С отъездом этой шумной и душевной компании даже на улице как-то похолодало. А с водой так и совсем случилась беда - видимо, заслонку в городе-герое перекрыли окончательно. Выйдя следующим утром к причалу, увидели, что некоторые лодки за ночь оказались уже лежащими на суше (30). 

В этот день Виктор взял тайм-аут, а мы с Еугеном все-таки не теряли надежды найти местечко, где будет что-то более интересное, нежели редкие одиночные поклевки.
Для начала прошли по Парашкиной насколько это было возможно. Ощущение - как в тихой умиротворенной пустыне. Я, наверное, такой еще ее и не видел - холодом и пустотой веет даже от сделанных Еугеном фотографий (31). 

Солнце яркое, но светит сквозь какую- то дымку и совсем не греет, ветра нет, вода холодная и чистая, на экране эхолота - «0». Бесконечные параш- кинские песчаные косы были практически девственно нетронуты, а если и истоптаны, так только птицами, лисами и кабанами. Приятно прогулялись, побросали и с лодки, и с берега, но это были единственные движения, происходившие в протоке (32). 

Потом прокатились по вниз по Ахтубе, потом по Полданиловке... Везде одно и то же - тишина и покой. Лодок тоже было совсем немного, было какое-то ощущение того, что «представление закончено,всем спасибо».
Немножко повеселей стало тогда, когда начали сплавляться по Ахтубе от Полданиловки до первой водокачки, особенно в тот момент, когда додумались, не меняя оснасток, заменить силиконовые приманки натуральными, то есть, вместо твистеров стали насаживать оставшегося у нас выползка. При самой медленной проводке тут же пошли поклевки. Но когда они из пустых превратились в результативные, то оказалось, что мы охотимся на белую рыбу (33). 

В этом для кого-то, может быть, и нет ничего необычного, но лично я никогда раньше не ловил спиннинговыми снастями чехонь со дна, с глубины 8 метров, и тарашку весом в килограмм (34). 

Но, все равно происходящее нельзя было назвать полноценной ахтубинской рыбалкой. Несмотря на то, что поднялся заметный ветерок, и существенно потеплело. У меня было такое ощущение, что погода будет меняться. Вот только в какую строну? В общем, похоже, что мы в очередной раз стали участниками апрельской ахтубинской лотереи. Смирившись с этой мыслью, вернулись на базу. Там выяснилось, что ушлый Слава Робинзон, у которого при любом раскладе обязательно найдется в рукаве запасной козырный туз, в одиночку ушел пасти толстолоба. А такое, чтобы он ушел пасти и не выпас, случается крайне редко. Вот и в этот раз он приволок 16-килограммовую тушку и ходил-светился довольный, как слон.
После обеда он снова засобирался и объявил, что желает дожечь остатки бензина и где-нибудь поблизости половить самую вкусную, по его мнению, рыбу - берша. Желающих составить ему компанию не было, и я напросился достаточно легко, хоть и не с первого раза. Честный Слава сразу предупредил - рыбачить будем «до упора», то есть до полной темноты, семья тоже любит берша. Зашли в Парашкину и встали на точке - так, чтобы было удобно обстреливать те места, куда, по идее, должен вылезать из глухого коряжника берш, чтобы подкормиться на отмели. Слава ловил на легкий джиг, а я полоскал всё ту же оснастку с боковым отводом.
Наверное, с полчаса махали палками вхолостую, потом немножко сместились в сторону коряжника. «Погода, мать её... как бы дождя завтра не было», - ворчал Робинзон. Оно и было на то похоже - опять заметно похолодало, а небо заволокло белесой дымкой. И вдруг - «оп!». «Есть он здесь, просто пока не время»
- первый бершик уже кувыркается в лодке. Потом у меня поклевка, есть еще один! А потом потихонечку- полегонечку разловилась точка, причем, чем ниже к горизонту за дымкой клонилось солнышко, тем чаще следовали поклевки - судачок, окунь, бершик, все по очереди 
Не скажу, что клев был «как из пулемета», но достаточно стабильный. В какой-то момент он затих. «Давай пробовать мелкий калибр». Пробуем. Совсем потеха пошла - поклевка, не понимаю, что это может быть - рука «не узнает». Подтаскиваю к лодке - ...ё-ё-маё... карась (36)! 
Карась на твистер
Такого еще не ловил на резину, ставим галочку. Поклевка у Робинзона - щука! Потом чехонь, судачок, снова берш! Потом тарашка, и опять под килограмм! Где мы?! Я, конечно, уже не так сильно удивлялся, как тогда, когда у меня в прошлом году в первый раз на твистер взял лещ, но эту рыбалку тоже можно в полной мере считать ахтубинским сюрпризом - такого разнообразия за такой короткий промежуток времени я еще не видел.
Через некоторое время снова наступило затишье. Робинзон извлекает из широких штанин несколько пачек мелких твистеров и меняет приманку. И опять - берш, судачок, судачок, берш. А у меня - тишина. «Это - съедобный силикон от Gary Yamamoto. Ловит тогда, когда все остальное не ловит», - говорит добрый Слава,
- «Бери, пробуй». Не отказываюсь, беру, пробую. Действительно, ловит. И сидим дальше. Мне уже холодно, но прекращать неохота не потому, что обещал не ныть, а просто интересно. «Папа любит ямамото, мама любит ямамото, оп! Коряга тоже любит ямамото» - не без того, плюс ко всему взбесившийся окунь отрывает им хвосты. И вдруг... Неужели коряга снова решила полюбить ямамото? Нет, живая коряга, но какова! Сижу, качаю, но не очень активно, помня, какая малявка прицеплена на том конце снасти. И вот... Мать родная, это не судак, а судачище! Я такого только на фотографиях видел. «Слава», - кричу - «помогай!» А Робинзон сидит на корме в пол-оборота ко мне и вообще в мою строну не смотрит: «Мори его, мори...». А как его морить с таким козявочным ямамотой, который у меня там стоит, тем более, что судак не бесится, на глубину не тянет, а просто гуляет туда-сюда у поверхности, как Бобик на веревочке. «Слава               давай подсак, так не вытащить!» «Мори его, мо... А! В подсак не влезет, багор надо!». Трах-бах, стук-грюк! Судак не стал ждать, пока Робинзон отроет багор, а просто выплюнул застрявшую где-то внутри своей клыкастой «хлеборезки» ямамотину, которая вылетела совершенно неповрежденной. Как вдохнул, так и выдохнул. Понятно, что ни о какой просечке там не могло быть и речи. «Ну, бывает», - сказал Слава, - «Но, однозначно был трофей». Потом он (не я!) визуально оценил его в 7 килограмм. Я таких не то что не ловил, но и живьем не видел никогда. А все, на что пробовалось и ловилось тогда, и даже не снятая с крючка та самая ямамотовская козявка - на фото 37.
Судачьи приманки
Слава сделал еще несколько забросов, а мне как-то уже и расхотелось - я свою порцию ощущений получил не то, что на сегодня, а еще и с запасом на будущее. Домой вернулись уже в сумерках. На обратном пути я замерз, ну просто как собака, зуб на зуб не попадал - таковы апрельские погодные реалии. Собственно, рыбалка наша на этом и закончилась.
На следующее утро собрались не спеша, но достаточно быстро. Природа не то что не насупилась, а, напротив, проводила нас так же, как и встретила - теплой, солнечной летней погодой, прогноз Робинзона не подтвердился (38).

Дорога по пойме осталась такой же беспроблемной, какой была и неделю назад, но на самом подъезде к Сасыколи мы не смогли не остановиться, чтобы понаблюдать за специфическим местным зрелищем. Берега совсем небольшого, заросшего ерика были облеплены местными жителями, которые в хорошем темпе ловили удочками карася (39). 

Причем, на вид ерик был совсем мелкий, а карась - от полкило и выше. По моим расчетам, при такой интенсивности клева и таких средних размерах карася, результативность этого занятия можно было бы оценить, как два ведра в час. Такая вот арифметика. Возможны, конечно, и погрешности, но их мы отслеживать уже не стали.
О дороге ничего нового не скажу. В том же месте, в Средней Ахтубе, попрощались с Виктором. Надеюсь, когда-нибудь еще свидимся и с ним, и с его фирменными пирожками. От обратного прохождения российской таможни впечатления остались самые мерзкие. Высказываю околонаучное предположение, что в результате ротации кадров, все то жлобьё, которое лютовало раньше на посту ДПС в Калаче-на-Дону, носит теперь другую форму и переехало в Новошахтинск, настолько зеркально изменилась обстановка в этих двух географических точках. Если что-то изменится в будущем, то об этом тоже обязательно расскажу.
Не смогу немножко не коснуться и любимой мной кулинарной темы, которая для меня неотъемлемо связана с рыбалкой. Кто-то клепает блесны и мормышки, кто-то строгает воблеры или катает бойлы, ну, а у меня такое вот околорыболовное хобби.
Рыбки я себе оставил совсем немного. То, что изготовили из сомовьего хвоста базрвские умельцы, очень напоминает украинский «стратегический продукт», и он очень понравился под пиво с черным хлебушком, так что в этом смысле им вполне можно довериться (40). 
Пиво, шашлык и рыбалка в кругу друзей
Еще один продукт, который у них отлично получается, это балык из толстолоба. Но, здесь, конечно, «размер имеет значение», так что - за это тоже по «пятерочке» и им, и Робинзону (41).

И употреблять его лучше не как банальную «тараньку», а по-взрослому - в виде бутербродиков. В сыром виде я привез только сомятину. Если не вспоминать об ухе, то лучшими блюдами из нее считаю блюда, приготовленные на гриле. Конечно же, лучше всего на натуральных угольках, да с дымком. В виде шашлыка, или на решетке - неважно, лишь бы не пересушить. Когда вскоре после приезда мы собрались у Еугена в гараже на традиционную ностальгическую посиделку, я так и сделал (42).

Но, нечто подобное и не менее вкусное и красивое, с минимумом трудозатрат можно приготовить и просто на кухне. Я для этого использую толстостенную сковороду- гриль, то есть, просто хорошую сковороду с глубоким рифлением на дне. Годится для любых источников тепла - от газа до индукционных плит. Я и сам не сразу оценил все ее прелести, но через некоторое время наловчился готовить на ней вообще без масла, и абсолютно все, что можно запекать на «натуральном» гриле. Рекомендую:

ДОМАШНИЙ СОМ-ГРИЛЬ С ОВОЩАМИ

Все что понадобится, так это просто сом и любые овощи по вкусу в любых количествах. Гораздо важнее сама технология. Я люблю маринованные овощи, потому заранее замариновал в 3-х процентном уксусе болгарский перец и лук. Это можно сделать как за несколько часов до приготовления, так и накануне. Если нет желания, можно этого и не делать. Можно взять кабачки, баклажаны или еще что-нибудь подходящее, неважно.
Непосредственно перед приготовлением заготовленный кусок сомятины толщиной 3-5 см солим, перчим, при желании, добавляем любимые специи. Поливаем сверху соком из половинки лимона и отставляем в сторонку примерно на 20 минут (43). 

Пока рыбка маринуется, разогреваем сковороду. Мне почему-то больше нравится разогревать подольше, но на небольшом огне. Готовить - так же.
Разогретую сухую сковороду щедро натираем половинкой луковицы - так, чтобы лук пустил сок. Если сразу почувствуется запах жареного лука, значит все в порядке, сковорода достаточно прогрета (44).

Не мешкая, выкладываем на сковороду все сразу - и рыбу, и овощи (45).

Когда, определив «на глаз», что одна сторона подрумянилась, все переворачиваем, с облегчением убеждаясь, что все выглядит красиво, и ничего не прилипает, и без масла (46).

Доводим блюдо до полной готовности, сервируем и подаем на стол (47).

Все! Симпатичный натюрморт в любом случае будет готов за полчаса (не считая времени на маринование). Я люблю овощи, потому и навалил их побольше. Обязательно лимончик (дополнительно полить его соком рыбку тоже вкусно). Плюс, отдельно поджарил немножко картофеля, который просто оказался под рукой. Но это совершенно не важно, гораздо важнее, что рыбка получается сочной и с абсолютно естественным вкусом.
Запиваем всю эту красоту любимыми напитками и вспоминаем былое, а в данном конкретном случае, естественно, вспоминалась именно эта поездка...
Как были эти апрельские поездки лотереей, такими они и остались. События-то происходят каждый год одни и те же, только в разное время. Поди, угадай, когда именно... Если выбраться дольше, чем на неделю никогда не получалось, а факторов, влияющих на эти события, такое множество...
В этот раз, можно сказать, что нам повезло. Хоть и судак весь куда-то поразбредался, и щука уже, по всему видать, отнерестилась раньше срока и «болела»... И «бели» были самые крохи, и никогда мы ее не находили два раза в одном и том же месте... С подачей воды была обычная апрельская чехарда... И все равно, событий одного дня 19-го апреля хватило бы, чтобы сказать - выезд на этот раз удался! А ведь сколько всего еще было... .
А сколько еще всего будет, потому что мы опять туда собираемся, уже планово, в самом конце июня. «Roll up, roll up for the mystery tour...»

Комментариев нет:

Отправить комментарий