вторник, 20 сентября 2016 г.

Заметки рыбака: В глухозимье на Десне

Мои друзья Андрей и Александр уже второй год приглашали меня на рыбалку в окрестностях турбазы "Десна", что рядом с селом Соколовка Черниговской области. Причем каждый раз на все мои расспросы об уловах слышал от них один и тот же ответ: "Приезжай, без рыбы не останешься, снасти не бери, дадим свои".



И вот прошли рождественские праздники. Выкроив несколько свободных дней, я наконец-то решился. Дорога заняла приблизительно полтора часа. Вначале по московской трассе до Козельца, потом на Остер и 20 минут лесом до села Соколовка. Приехали мы поздно вечером, поэтому осмотреться на местности мне особенно не удалось. Нас ждали, один из домиков был протоплен, стол в нем был накрыт. За него мы незамедлительно и уселись. Как водится, через некоторое время начались бесконечные рыбацкие байки с обязательными в таких случаях разведениями рук в стороны на максимально возможную ширину. Уже начав скептически ухмыляться, я случайно повел головой в сторону и увидел на стене три чучела. Ухмылка пропала сама собой. Это были головы сома, щуки и судака. Причем, судя по размерам, в соме было не менее сорока килограммов, щука и судак тянули на явную десятку. Как потом выяснилось, эти рыбы были пойманы осенью троллингом на глубинные воблеры тигровой окраски. Сом весил 46 кг, а щука и судак - около 11 кг.
Хозяева предупредили, что вставать рано необязательно, потому разошлись мы далеко за полночь. 

Проснулся я около восьми утра. Вышел из домика и остановился... 

Домик, в котором я ночевал, находился на границе леса и открытого пространства. Вокруг сосны в чистейшем снегу, прямо - пологий спуск к заливу, а далеко в морозном воздухе просматривалось извилистое русло Десны. Возле машины не спеша складывали ящики и пешни Андрей и Саша. Они предложили попить чаю и выдвигаться на лед.
Когда мы прибыли на место, я увидел на льду приблизительно с десяток хаотически, как мне показалось, расставленных удочек. Толком ничего не объясняя, у меня поинтересовались, какую рыбу я хотел бы вытащить первой. Все так же ничего не понимая, я заявил, что хотелось бы начать с леща. Когда меня подвели к трем отдельно стоящим удочкам, я сразу обратил внимание на то, что снасти были необычно мощными. Удочки стояли на подставках и были специальным образом вморожены в лед. Диаметр основной лески был приблизительно 0,3 мм и у двух из них кончики были изогнуты. Явно на этих удочках засеклась рыба. Выполнив подсечку, я начал выбирать леску. Рыба шла тяжело, это было что-то довольно крупное. После непродолжительной борьбы, воспользовавшись багориком, я вытащил на лед красавца леща.
Он лежал на льду, крупный, золотистый в лучах утреннего солнца, тяжело шевеля жаберными крышками. На второй удочке была приличная густера, а третья была пустой.
Только теперь, уняв дрожь в руках, я смог спокойно рассмотреть орудие лова. Удилище было намного длиннее и жестче, чем обычно, скользящее грузило шарообразной формы приличного веса - граммов 25-30, два поводка диаметром 0,16 мм и тонкие крючки № 3,5-4 по отечественной нумерации. На каждый крючок нанизывался пучок из 7-8 мотылей, леска отпускалась метров на десять и удочка устанавливалась на лед. Такой способ ловли назывался у местных рыболовов "на пока- ток". Причем этот метод не требовал постоянного наблюдения и нахождения у лунки. В 50 % случаев рыба засекалась сама, хотя если рыболов находился рядом, процент улова значительно возрастал, так как появлялась возможность незамедлительно отреагировать на поклевку.
Приблизительно таким же образом, переходя от одного места установки снастей к другому, мы добыли четырех судаков (самый крупный около 2 кг) и с десяток довольно приличных ершей. Это был ночной улов. Мы разбились на группы и расположились "по номерам", и были моменты, когда я не успевал прикурить сигарету. Рыба брала часто и резко. Когда первый азарт прошел и интерес к белой рыбе у меня угас, я поинтересовался, где можно половить окуней. Меня подвели к границе залива и основного русла, объяснив, что подо льдом на глубине приблизительно 2 метров находится небольшое песчаное плато площадью около 100 м2 с относительно ровным дном. Мне выдали удочку с леской диаметром 0,15 мм и небольшую окуневую блесну. Пробурив первую лунку и опустив блесну, я сразу же почувствовал удар. Стабильно брал полосатый хищник граммов по 200- 250. Через полчаса ко мне подошли мои товарищи, довольно презрительно оценили мой улов и сказали, что на таких, как я, рыбинспекция "выполняет план по штрафам" за уничтожение малька.
Мне помогли просверлить несколько лунок и объяснили, что именно здесь проходит бровка, за которой находится довольно резкий перепад глубины до 3,5 м. Рыба тут клевала нечасто, и только через 10 минут практически одновременно на двух удочках последовала поклевка. Пятнадцать секунд борьбы и ... мне пришлось перевязывать блесну. Еще четверть часа интенсивной игры блеснами и на льду задергался первый горбач. Окунь был потрясающим - темно-зеленые полосы, алые плавники и полкилограмма веса. По-видимому, стая из крупных особей стояла на глубине и периодически совершала набеги на более мелкий участок. Причем в ней были довольно приличные экземпляры. Это было видно по тому, что в процессе ловли нам пришлось попрощаться еще с парой блесен. Как мы ни старались, поймать рыбу больше 750 г не удалось. Попытки поставить леску потолще приводили к полному пропаданию интереса хищника к приманке. Ближе к вечеру я просто ради любопытства попробовал ловить в заливе. Уверенно брала плотвичка граммов на 100, ничего более крупного поймать не удавалось.
Когда мы закончили рыбалку, всю пойманную рыбу ссыпали в один мешок и взвесили. Результат - 52,5 кг на семерых человек. Вот вам и глухозимье.

Два вывода, которые я для себя из этой рыбалки сделал, заключаются в следующем.

Во-первых, не стоит доверять расхожему мнению, что в глухозимье на водоемах делать нечего.
Во-вторых, на новое для себя место нужно ехать только с коллективом хороших проводников, иначе потратишь массу времени, пытаясь поймать на участках, которые кажутся тебе перспективными, а на самом деле являются абсолютно пустыми.
Представляю себе, сколько усилий приложили мои друзья, чтобы досконально изучить глубины, рельеф, естественные укрытия и повадки рыбы в каждой отдельной точке. Сколько метров лески и какое количество приманок стали добычей реки. Эти знания позволяли им с точностью до 1-3 метров определять места стоянки рыбы и ловить конкретные ее виды в самое неуловистое время.
Интересно? Почитай ещё - https://ridero.ru/books/ya_daruyu_vam_prezrene/freeText


Так что дерзайте, и вас получится. Удачи вам в ваших "соколовках".

Комментариев нет:

Отправить комментарий