суббота, 8 октября 2016 г.

Заметки рыбака: Рыбалка на реке СЯН

В начале июня этого года я имел счастье рыбачить на специальной нахлыстовой участке реки Дунаец, расположенной практически на польско-словацкой границе, недалеко заснеженных Татр. Местная форель еще долго не давала мне покоя, хотелось снова посоревноваться с ней, но останавливало то, что в Дунайца надо было ехать чуть ли не целый день - от Львова это 350 километров, плюс границу, а также отсутствие автобана. А превышать скорость на польских дорогах не рекомендуется - штрафы там поистине европейские. Но оказалось, что в Польше есть еще несколько специальных участков, и один из них находится всего в 130 километрах от Львова на реке Сян! Условия (75 злотых дневной лицензию) и рыба (форель, хариус, дунайский лосось) - те же, что и на Дунайце. Это же просто находка - оставалось только дождаться спаренных выходных, найти компанию и можно ехать ...

Пока мои коллеги-нахлыстовики думали над визами, я решил немного подготовиться к поездке в плане тактики и техники. Уже давно я хотел получить полноценный урок оптимального использования французского подлеска, которым успешно ловят некоторые львовские, франковские и практически все закарпатские на- хлистовикы. Французский метод заключается в том, что шнур практически не участвует в процессе ловли. Максимально длинная (9 футов) удочка, катушка, конусный 9-метровый поводок, у которого практически нет памяти, яркий индикатор, наиболее тонкий подлесок и маленькие мушки - вот так выглядит «французская» снасть. Чемпионы мира по Чехии Мирослав Махачек и Яромир Карафиат рекомендуют ис
вать «франция» на небольших горных реках в то время, когда вода невысока и чистая.

УРОКИ «ФРАНЦУЗСКОЙ»

Сложив в рюкзак все необходимое, связываюсь со Степаном Чехом - одним из ведущих нахлыстовиков Закарпатья. Местное гостеприимство всем хорошо известна, и он с радостью обещает встретить меня у придорожного кафе, неподалеку от одного из курортных городков. За каких-то несколько часов я уже здороваюсь с улыбающимся Степаном. Он берет мой рюкзак и кладет в салон своей рабочей лошадки - бежевой «девятки». Практически сразу же машина сворачивает с аккуратной трассы на малозаметную стежину, проходящий под мостом. Холмы, лужи, ямы - Степан даже не обращает внимания на эти «мелочи», ведь этой дорогой он не раз ехал на красивую реку. Мы проехали несколько сел, после чего дорога свернула в лес. «Позвони кому-то, если тебе нужно, потому что сейчас пропадут все возможные телефонные связи», - говорит Степан. Оно и к лучшему - никто не будет беспокоить!
Еще несколько минут по лесной дороге, и мы оказываемся в безлюдном месте. Я его сразу же узнал - когда только начинал заниматься нахлыстом, четыре года назад, еще с тремя товарищами отправился на Кубок Карпат, который проходил на реке Тиса (там, кстати, я и познакомился со Степаном). По дороге мы заехали сюда, и даже ночевали на одном из обрывов. Помню, что тогда я ничего не поймал ... Но сейчас настроение у Степана довольно оптимистичен. У меня также - в конце концов я заменил свои старые временщики на новые вейдерсы и ботинки. Пришло время проверить их в деле.
«Ирландское виски пьешь?», - Спросил я у товарища. «Чего бы и нет? А ты сколько должен? », - Удивился он. Я вытащил из рюкзака две маленькие бутылочки - мы-шлого года привез из Дублина несколько таких милых напитков. «Ну, идем ло-вить, а там посмотрим», - сказал Степан и пошел к небольшому водо- спада, которыми обильно усеяна вся река. «Вообще то это форелевая река, но в этом году ловятся очень хорошие хариусы. Они крупные и очень активно ведут себя на крючке », - рассказывал мне нахлыстовик по дороге к месту ловли. Собственно, крупный хариус это именно то, чего так не хватало нам в этом году на Львовщине. Небольшого пирика можно было наловить вволю, но надо было себя постоянно сдерживать - лучше все же не мучают мелкую рыбу, пусть растет. А вот найти что-то более серьезное было сложно.
Я осторожно вошел в воду - ботинки достаточно прочно держались на ноге, но все же не стоило бегать по скользким камнях. В руках у меня - единичка TFO с мокрыми мушками, которыми я обычно тестирую акваторию. Как правило, после первых же упреков удается поймать нескольких хариусов. На этот раз все тихо - никаких признаков активности рыбы. Степан стал немного выше и за яки-чьих-то несколько минут мне уже свистнул - его удочка согнулась, следовательно взяла хо-роша рыба. Он завел в подсак красивую форель, а за ней еще и хариуса такого же размера. Я подошел поближе, чтобы понаблюдать за его методом.
Немного ранее на одном из нахли- СООО форумов я прочитал тезис о том, что не так важно, на какую муху ловить, главное - правильно ее провести перед носом рыбы.
Степан придерживается такой же методики - он ловит не совсем так, как по-казувалы в учебном фильме о специфике французского метода чешские чемпионы. Я стал немного выше и изменил мокрые на нимфы - маленькие «шоколадки» и бокоплавы. После третьей проводки у одного из камней, в момент, когда мухи поднимались к поверхности, на них бросился крупный хариус. Удочка первого класса не предусмотрена для такой рыбы, поэтому я решил спрятать ее подальше и ловить удочкой третьего класса. Собственно, хариуса не удалось зазнимкува- ты. Он был уже практически на берегу, но пока я доставал фотоаппарат, рыба смогла убежать. Уже достаточно давно я совершенно не жалею форелью или хариусом, которые сами освобождаются от крючка - так даже лучше. Ведь любой контакт с человеческими руками для лососевых не слишком приятный.
Мы возвращаемся к машине. Пока я прячу единичку и достаю тройку и оборудуют ее французским подлеском, Степан выложил на капоте бутерброды и домашние помидоры. Вскоре там же оказались ирландские напитка, которые мы символически пригубили - за новые вейдерсы и первый улов.
Шагаем вверх по реке. Видно, что рыбы здесь хватает, но Степан жа-житься на местных и неместных ры-балок, которые тотально выкашивают рыбу всеми возможными способами. Можно только представить, что плавало бы в этой реке, если бы на ней ввели серьезный контроль! Пользуясь советами более опытного нахлыстовика, я начинаю по-настоящему понимать основы французского метода. Кроме новых знаний получаю и обычное удовольствие. Со Степаном ловить очень приятно. Он не бегает первым, пытаясь занять лучшие места, хотя, безусловно, они ему известны. Мы идем вместе, кто-то становится выше, кто ниже. Иногда меняемся берегами. Хариус и форель чаще соблазняются на Степану мухи, но и мне удается время от времени радовать глаз красивыми экземплярами.
Мы оказываемся перед большой ямой, среди которой можно разглядеть, что один поток воды отличается по скорости от других. Именно в эту зону я и закидываю нимфы. В это время Степан стоит на противоположной стороне и перевязывает мухи. На конце проводки чувствую сильный удар и быстро поднимаю удочку вверх. На поверхность выходит крупная форель: удочка гнется от напряжения и деликатных поводков. Но минимальная расслабленность стоит красивой фотографии - форель быстро избавилась безбородого крючка и исчезла в яме.
На других перекатах удается поймать еще несколько красавцев, но часы показывают, что пора возвращаться. Дело в том, что встреча с Степаном была лишь первым уроком французького метода. «Домашнюю работу» я решил провести на Львовщине, в компании с моим неизменным нахлистом приятелем Юрой, который как раз по-возвращался из Ужгорода. По пути передергиваю уроки французского метода, уточняю у Степана детали и анализирую то, что услышал и увидел. Мы состоим и возвращаемся на трассу-нужно немного подкрепиться. В придорожном кафе заказываем закарпатские фрички - жареный картофель с салом. После короткой ужина прощаюсь со Степаном и искренне благодарю его за урок.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

В горах вечерело. Стало понятно, что порыбачить вечером нам уже не удастся, все же ехать надо почти сотню километров. Но душу согревает то, что нас ждет привычная горная хижина, мягкие кровати с чистой постелью и горячий ужин. Наша хорошая знакомая Мария ждет приезда и обещает возможность ваты чем-то вкусненьким. Оно и неудивительно, ведь работает она поваром на одной из карпатовских туристических баз отдыха. На этот раз мы ужинали по-королевски: печеный картофель с салом, несколько стейков, большая миска тушеных белых грибов, домашняя пицца и даже сладкий десерт. И как после такого не приехать в такой хозяйки еще?
Опорожнив все миски и тарелки, выходим с Юрой на улицу, немного пройтись под звездным небом и поди-дома свежим воздухом. Рядом шумит река. Сейчас не видно - чистая она или нет, но ввиду отсутствия дождя и перспективный прогноз погоды мы идем спать с хорошим настроением.
В пять утра, когда на улице было еще совсем темно, мы выходим из дома и решаем спуститься по дороге километров на два, после чего идти вверх по течению. В этих районах нашей любимой горной реки раньше бывать не приходилось. Тем оно и интереснее. С первыми светлыми мазками на небе мы видим, что вода идеально чистая, так что можно рассчитывать на удачу. Так и есть - первые проводки новоосмисленим французским методом позволяют убедиться в том, что эффективной снасти для таких условий пока нет. Поскольку я поставил себе целью не наловить рыбы, а освоить процесс, экспериментую со скоростью проводки и весом вольфрамовых головок на нимфу. Стараюсь запомнить результаты своих исследований, все же вместить всю информацию в голове довольно сложно, а на какой-то дневник времени никогда не хватает. Понемногу из-за гор выходит солнце, и я убеждаюсь, что мы не ошиблись с местом: оно просто чудесное.
От размышлений о прекрасном меня оторвал сигаретный окурок, который проплыл по реке в нескольких метрах от меня. Интуиция подсказала, что мы здесь не одни. И действительно, когда я посмотрел вдаль внимательнее, то увидел двух нахлыстовиков, которые двигались в мою сторону по противоположному берегу. Точно не наши - подумал я. Во-первых, никто из моих знакомых не имеет удочек с шнурами таких кислотных цветов, а во-вторых, каждый порядочный рыболов должен знать, что бросать «бычки» в воду мало того еще не культурно, так еще и это вредит самой рыбе. Я и сам курю, но окурки складываю в коробку, а если ее забуду где, то в карман. Так же поступают и мои друзья - никто из них не станет выбрасывать мусор в воду.
Когда двое рыбаков приблизились, я их разглядел - старший мужчина и младший парень, лет двадцати пяти, очевидно, его сын. Я уже хотел поздороваться, как заметил, что парень, который ловил на мокрую муху подсек рыбу и тянет ее к себе. Это был маленький хариус, не более двадцати сантиметров. Сняв рыбу с крючка, я все ждал, что он положит ее в воду, но мои ожидания оказались напрасными. Краснокнижный малек оказался в сумке, висевшей через плечо. Здесь я не выдержал. «Ты что делаешь, идиот? - Крикнул я. - Не жалко тебе рыбы? ». Старший мужчина не обращал на меня никакого внимания, парень сначала молчал, а потом ответил: «Да я что, я малого отпускаю, а то большой!». Мои нервы находились на грани срыва. Я не мог себя контролировать, когда на «белое» говорили «черное». «Я сейчас позвоню рыбинспектором, потому твое варварство переходит все границы. Хариус - краснокнижная рыба, ее нельзя бросать в сумку ».
Опыт сотрудничества с рыбинспектором у меня уже был. В начале августа мы с Юрой засекли двух браконьеров, которые тянули по реке сетку. Юра сделал несколько фотографий, после чего я связался с рыбнадзора и сообщил о месте. За полчаса приехала машина с квартетом крепких ребят, которые составили протоколы на нарушителей и дело передали в суд. Но теперь я вынужденно блефовал. Во-первых, у меня не было с собой номера рыбинспектора, так как телефон остался в доме, а во-вторых, я бы не стал звонить ему в шесть утра. Чтобы я сказал? Что двое нахпистовикив ловят хариуса и забирают его с собой? Сейчас не время нереста, а то, что рыбу берут - так ее брали испокон веков. А учитывая то, что наши села, со-крема в Карпатах, до сих пор, образно говоря, не перешедших этап натурального производства, ничего удивительного в этом нет. Ясно, что заставить отпускать рыбу никто никого не может, к этому можно сделать исключительно самостоятельно, за счет осознания своих действий. Но эти два псевдонахлистовика были точно не с такой когорты.
Все же упоминание о рыбинспектора их немного остановила. Младший крикнул что-то типа «вот я сейчас к тебе приду», но это также был блеф. В том месте река была довольно глубокой, с его сапогами можно и поплыть по течению. Поэтому он зашел по колено в воду и сказал, что это рыба не для себя, а для ребенка и кота. И еще он добавил, что это не хариус совсем, а верховодка. Я взялся за голову. С кем тут говорить? С человеком, который солгала трижды за пять минут? Я сплюнул, махнул рукой и решил не продолжать диалог - ничего не даст. Двое местных были не прочь - они быстро прошли несколько перспективных мест и скрылись за поворотом. Там, правда, им пришлось пообщаться с Юрой, который не знал о моих приключениях. Он также попытался убедить аборигенов не делать такой ущерб природе. Сначала по-человечески, а потом чуть до драки не дошло. Беда черная ...
Когда мы встретились с Юрой, то решили не оставаться в этом месте, а идти вверх. Перед нами возник мелок перекат - довольно перспективная и многообещающая участок. Я хотел немного размять руки, так оборудовал единичку сухой коричневой мушкой с крылом с белого антронов и забросил параллельно течению. Результат не по-медлил - хариусы буквально в очередь становились. Мух приходилось менять довольно часто, но я даже не задумывался о том, что выбрать - ловилося на что угодно, главное, чтобы размер крючка не превышал шестнадцатый номер. Юра тем временем довольно продуктивно ловил на нимфы - кроме хариуса ему удалось поймать и нескольких форелей.

Когда мы оказывались у глубоких перекатов, я продолжал работать над усвоением французского метода. Благодаря советам Степана мне удавалось выловить из одного места по 6-8 довольно приличных хариусов, тогда как раньше, когда я ловил методом долгой нимфы, а не вынимал из ямки больше пары рыб. В сам обед мы подошли к последней ямы - пришло время возвращаться во Львов. После второй проводки я наконец почувствовал столь желанный по-печальный удар и через поляризационные глазу-ляры увидел большого хариуса, который развернулся ко мне боком и в это же мгновение исчез из поля зрения. Очевидно, он очень аккуратно попробовал на вкус маленьку нимфу, но укололся и выпустил ее. Ну и пусть. Главное то, что сам для себя я понял принципы ловли французской способом и уже был более или менее готов к посещению реки Сян.

УДИВЛЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ

Кроме физической подготовки, мне нужно было больше изучить о польском «ловиско». В принципе, информации было достаточно - я быстро нашел номера телефонов местных инспекторов, и после нескольких минут разговора уже стало все более или менее понятно. Теперь оставалось сообщить Павла о том, когда мы приедем. Так получалось, что День независимости Украины приходился на пятницу. Итак, по нашим подсчетам выезжать можно будет в четверг вечером и ловить целый следующий день! Остаться на Суботу и воскресенье не получалось - во Львове ждала работа и другие неотложные дела. Но и один день на Сане также обещал целую гору впечатлений.
«Река Сян - одна из лучших в Польше и Европе в плане рыбалки на лососевых. Мы приглашаем вас на форель, ведь Сян славится ней. 40 сантиметров? Мы не были бы ответственными, если бы сказали, что с нами вы всегда поймаете рыбу такого размера. Однако мы убеждены, что шансы у вас огромные. Река известна своими гигантскими хариуса, которые больше всего любят искусственные мухи »- такими текстами поляки заманивают нахлыстовиков со всей Европы. Они приложили только минимум усилий, но смогли сделать доброе дело. Все происходит так, как круговорот воды в природе. Нахлистовики платят очень немалые деньги за лицензию. Эти средства идут на выращивание малька форели и дунайского лосося, а кроме того на оплату труда «стражников ловиска». Они выписывают квитанции и следят за порядком.
Убедиться в этом мы все-таки смогли, но сначала нужно было преодолеть ряд препятствий. Так получилось, что из всех желающих поехать в Польшу только пять нахлыстовиков смогли уладить визовые дела. У нас с Юрой с этим проблем никогда не было - каждый год в наших паспортах появляются летние «шенгенки». А вот остальным приходилось идти в польское консульство. Таким образом наша делегация разделилась на две группы. В первую вошли мы с Юрой, ко второй - Юрий Гудзь и его вторая половинка Анна, а также нахлыстовик с Болехов Нестор Мицак. Мы должны выезжать в четверг вечером, а они - чуть позже, так как их виза действовала с 24-го августа. К тому же, вторая группа планировала остаться на Сане еще на два-три дня, поэтому спешить им было некуда. Мы хотели ловить без остановки от рассвета до сумерек ...
... После последних километров разбитой украинской дороги, которые истощили нас просто невероятно, мы же доехали до границы. Очередь была небольшая, поэтому за какие 2:00 мы уже подъехали к украинским таможенникам. Нас никто ничего не спрашивал, поэтому оставалось только пройти проверку на польской стороне.

Молодой таможенник взял наши паспорта и поинтересовался куда мы едем. «На Сян, рыбу ловить», - сказал я. Таможенник откровенно удивился. «Водка, сигареты?», - Как-то неуверенно спросил он. «Нет, ничего нет. Только удочки и мушки »... К нам вышла женщина, которая попросила открыть багажник и несколько рюкзаков. Поляки не скрывали своего удивления - мы действительно не везли ничего, что собирались продать. Таможенник немного расслабился и начал расспрашивать на что мы ловим, какую наибольшую форель удалось поймать, и тому подобное. Когда он уже отдавал нам паспорта, то на мгновение остановился и попросил показать документ или приглашение, по которому нам сделали визу. У меня просто челюсть отвисла. Такого документа у меня не было, так как никогда не занимался процедурой оформления визы. Соответственно, мне не оставалось ничего другого, как сказать таможеннику, что ничего подобного у меня с собой нету. По правде, таможенник должен сказать: «Ну что же ребята, забудьте о Сян, возвращайся в свою Украину». Но он попросил подождать, и к нам вышло еще двое молодых парней. Я рассказал им о том, что мы с Юрой журналисты, никогда не имели проблем ни на одном границе, а о приглашении то и не подумали. Они решили убедиться, что мы действительно знаем куда ехать. Спросили о телефоне Павла. К счастью, я записал его в блокноте, а чуть выше были указаны все населенные пункты, через которые нам надо было проехать в поселок Звежин. После еще нескольких вопросов, которые убедили поляков в правдивости наших слов, они отдали нам паспорта и пожелали хорошей рыбалки. Мы садились в машину, обливаясь холодным потом. Зато уже через минуту мы въехали на гладкую польскую трассу - теперь все препятствия остались позади.

ФОРЕЛЬ В ТУМАНЕ

Наша поездка оказалась немного авантюрной. Мы не взяли с собой в машину навигатора, а карта была сфотографирована только моими глазами. Правда, перед тем, как ехать, я выучил наизусть каждый поворот. В конце концов, ехать нам не надо было долго - 30 километров. На заправке мы купили сока и еще раз посмотрели на карту. Похоже, проблем никаких не было - в городке Угерце Минерални нам надо было по-вернуть на Звежин. Проблема лишь в том заключалась, что в Угерцах было два поворота, один на солений (от огромного Солинского водохранилища, образованное на реке Сян), а указателя к другому поворота, на удивление, не было. Мы решили ехать на солений и искать на необходимый нам указатель. Минут десять мы остановились посреди темного села. На дворе ночь и указателями не пахнет ...
Пришлось звонить отцу, который прочитал нотацию о нашей безответственность и отсутствие карты, но потом, после нескольких минут поисков в Интернете, сказал, что нам надо было возвращать на «безымянную» дорогу. Оказывается, мы сделали большой крюк и сейчас оказались с другой стороны «ловиска». К счастью, вскоре мы увидели поворот на Мушковце, что соседствует с Звежином. Еще несколько минут мы ехали наугад, пока не остановились у заезда с огромным мостом через Солинское водохранилище. Там мы увидели большую карту и с помощью фонарика и телефона сфотографировали ее. Но я примерно уже знал где мы есть. Пришлось только найти малозаметный поворот на дорогу, крутится между горой и рекой. Правда, сначала мы заехали на какую частную виллу, где не было трехметрового забора, а только маленькая табличка. Пришлось возвращаться.
Но все же мы все-таки нашли нужную дорогу. После еще нескольких минут машина остановилась у ориентира, который нам оставил Павел - беседки с логотипом фирмы Vision. Рядом громко шумела река. «Ты же говорил, что Сян спокойный и неглубокий, а здесь, похоже, Шаленный течение», - сказал Юра. По правде, я не знал, что ответить. Судя по фотографиям и справочной информации, река действительно была довольно мелкая. Возможно мы просто остановились на каком-то перекате. «Утром увидим что к чему, идем спать», - сказал я и опустил кресло. Через секунду мы уже уснули.
Будильник прозвенел за 3:00 - на дворе все еще было темно, но мы решили подготовиться к рассвету. Я одел вейдерсы, разложил тройку с французским поводком и приладил три нимфы - в роли тяжелой поставил чешский вариант марчбрауна, посередине - небольшой «шоколадку», а на высшую подвесной - одна из самых эффективных мух этого лета - золотую мокрую, которую «запатентовал» известный словацкий нахлист Милан Курноцик. Когда глаза привыкли к темноте и утреннего тумана, я увидел, что рядом есть удобный заход в воду. Река действительно оказалась не глубокой. Слева был маленький островок, которого омывала довольно быстрое течение. Здесь должна сидеть форель. И действительно, уже на третий проводке, приличная форель схватила «золотую» и начала неистово барахтаться, перепугавши таким образом всю рыбу в радиусе нескольких метров. Форель оказалась в подсаке, после чего освободилась от мухи и поплыла себе. Ранний улов не мог не радовать. Рядом мне удалось поймать еще четыре красивые рыбы - две форели и два хариусы. им попробовали мои фезентейлы и бокоплавы: мух я систематически изменял. Интересно было рассмотреть польских рыб. Они более насыщенные цветами, чем их украинские родственники. Форель переливается ярко-бронзовым оттенком, а хариусы, наоборот, темные, их толстые бока коричневатые, а у них гармонично расположились богатые черный цвет точки. Чувствуется, что рыба свободна, что ее «шарашать» током и не ловят сетками. И хариус и форель на Сане очень сильные и активно сопротивляются, не желая попадать в подсак. Юра также поймал нескольких форелей, но какого-то гигантского, полуметрового трофея, нам пока поймать не удавалось.

СУХИЕ И СТРИМЕРЫ

Когда начало светать я заметил машину, приближающуюся к нам. Сначала подумал, что приехал Павел. Мы договорились, что будем ловить в этом районе, а он приедет чуть позже и выпишет нам лицензии. Однако это был не Павел, а наша вторая группа. Первой из машины вышла Анна и тут же велела мне убираться из перспективной течения, мол, всю рыбу мне перепугает. «Не переживай, я там уже все выловил», - такими шутками мы поздоровались. С фотоаппаратом вышел Юрий Гудзь, а фотографии у него получаются просто невероятной красоты. Он хотел запечатлеть туманный рассвет. Размять плечи вышел и Нестор. Быстрый обмен информацией и вскоре все мы оказываемся в воде. Никто никому не мешает - места хватает.
Оба Юры пошли вниз по течению. Интересно, что независимо друг от друга они решили ловить на стримеры. Наша тройка попыталась ловить «французом». Результаты были, но с первыми лучами солнца вылетело немало насекомых. Нестор первым перешел на сухую и об этом не пожалел. Рыба ожидала мелких поденок, которые падали на воду, поэтому не отказывалась она и от наших мух. Я также решил половить на сухую и для этого разложил удочку пятого класса. Она довольно тяжелая, но с помощью максимально долгого конусного поводка муха падала на воду подальше от шнура. Форель ловилась активно во всех, но лучшие результаты были у Нестора. Вскоре к нам вернулись оба Юры. Каждому из них удалось выманить по несколько форелей на стримеры. Особенно я удивился, когда увидел, на что ловил Юра, с которым я приехал. Это был один из пробных вариантов, на который бы я в жизни не решился ловить - несколько пучков разноцветных пер марабу и небольшой крючок. Несмотря на такую ​​невыразительность, на него удалось поймать две форели. У Юры Гудзя из стримеров полный порядок. Он ловит на них и в Украине, причем довольно успешно. Я же пока не поймал на стирмера ни форели.
Вскоре приехал Павел со своим маленьким сыном. Он держит небольшой бар неподалеку с местной кухней, к которому нас всех пригласил. Мы с Юрой отказались, так как обед в наши наполеоновские планы не вписывался. А еще Павел разложил перед нами флайбоксы ручной работы, чтобы мы посмотрели, на что ловит он. Мухи отличались от наших. На хариуса - мелкие «сухарики» с СДС. Крупные мухи, такие как Goddard Caddis - на форель, но не утреннюю, а вечернюю. Мухи - преимущественно фезентейлы с торакс с яркого спектрадаббингу. По стримеров - то в коробках преобладали Вулли-Баггер ядовитых цветов - салатовых, розовых, фиолетовых, связанные на небольших крючках. По сравнению с ними, мои стримеры были просто гигантами.
Мы заплатили за лицензии по 75 злотых. Юра, Анна и Нестор отправились в гостиницу, а мы поехали искать другие места. Моему товарищу нужно было немного поспать, потому что на нас ждала еще и обратная дорога. Поэтому мы заехали в тень, и Юра сказал разбудить его 2:00. В этом месте река мне не очень понравилась. Она была однообразной, без волн - по сути озеро. И хотя там мне удалось поймать нескольких форельок, но ловить на «озере» не очень хотелось. Поэтому через час я вернулся к машине и начал будить Юру. Он не очень радушно воспринял мои пинки, но все же поехал дальше. Поляк, который ловил на этом месте, посоветовал нам спуститься ниже, там, мол, будут перекаты.

ОТ ДОБРА ДОБРА НЕ ИЩУТ

И действительно, мы выехали аккурат к перекатов с различными течениями и глубинами. Красота! Еще был обед, поэтому расчитывать на систематичность не приходилось. Я немного поковырялся в дни - увидел большое количество личинок ручейников. Поэтому «зарядил» свою снасть соответствующими имитациями и подошел к крупных камней. Форель с радостью согласилась на такой угощение, но ловилась она не часто.
Когда солнце уже понемногу начало садиться, я решил еще раз половить на стримеры. Сначала попытался разноцветные Вули-Багер, Александр, еще несколько собственных разработок, но все было бесполезно. Рано или поздно это должно было случиться - я уже хотел навеки попрощаться с стримеров, а тут мой взгляд упал на небольшой мадлера, которого для меня связал львовский нахлыстовик Генык Головко. «Даю стример последний шанс - если за пять минут ничего не поймаю, больше на них не ловить», - сказал я и привязал имитацию малька до поводка. Буквально на первой же проводке почувствовал мощный удар. Неужели? Очередная проводка - еще один удар. Я немного переместился, забросил снова и наконец почувствовал, как на проводке, меня что-то конкретно остановило. Это «что-то» уставился на дно и начало гнуть мою пятерку с тонущим подлеском. «Есть!», - Закричал я Юре, но тут шнур ослаб. «Не кричи« Есть! »Пока не вытащишь», - пропел мне Юра. Он был прав. Но тут я забыл об этом правиле. «Есть!», - Крикнул я, когда почувствовал рыбу на следующей проводке. И снова форель сошла. Но Мадлер вселил в меня надежду и следующие презентации этой мохнатой приманки принесли мне пять красивых форелей с черными и красными точечками. Между ними я имел еще пару лестниц и несколько хороших ударов. Очевидно, крючок был велик, или я пока не владею соответствующей стримерною техникой.
Солнце начало садиться - у нас осталось немного времени. Я вернулся на берег и взял тройку с сухариком. Перешел практически всю реку, до противоположного берега, где под деревьями блестело тихий плес. А в таких местах, как говорит пословица, черти водятся. Это правда - только муха упала на воду, как в том же месте образовался большой бурун, из которого выскочила красивая рыба. Она прыгнула на муху сверху - такого мне еще не приходилось. Хотя крючок был без бородки, но я все же вытащил форель и отпустил ее. Пришлось немного постоять - перевести дух и подождать, когда река успокоится, ведь форель хорошо похулиганили. Плес быстро прошло, и рыба продолжала выпрыгивать за мухами.
Вообще, по наблюдениям Нестора на Сане летает гораздо больше насекомых, чем на наших реках, и в дни корма хватает. Причину трудно назвать, но мне кажется, что от «электриков» страдает не только рыба, но и все другие живые существа в реке. Я продолжал ловить - после каждой рыбы муху приходилось менять. Работали имитации поденок и других насекомых с белыми крыльями и коричневым телом. Забрасывать приходилось метров на 15, чтобы не подходить ближе и не пугать рыбу.
Ловилось просто безподобно, но здесь, с противоположного берега, меня начал звать Юра. Мы договорились, что последние часы проведем на том же месте, где начинали ловить, так как не знали других дорог, а снова бродить ночью охоты не было. Знали бы мы, что нас ждет - шага бы из этого странного места не сделали. Во-первых, у беседки стоял уже три автомобиля, а во-вторых, среди реки стояло около десятка рыбаков. Азарт пропал: уже и ло-вить не очень хотелось. Мы практически ничего не поймали, ограничились лишь несколькими рыбами, которых не удалось дотянуть. Немного дальше от меня ловил человек, который, судя по тому, как была согнута его удочка, тянул или бревно, или по-настоящему трофейную рыбу. Увидев меня, он спросил или разговариваю я на английском. Услышав утвердительный ответ, англичанин поднял подхват и сказал, что поймал хариуса на 47 сантиметров. Я спросил хочет ли он, чтобы его сфотографировали - мне надо было пройти к нему метров 50. Но оказалось, что к нему уже тащился его коллега, а он сам хотел поделиться радостью. Я половил немного, но хандра заполонила меня окончательно. Пришлось выйти на берег и снимать вейдерсы, извлекать из карманов лишние вещи и складывать удочки. Вскоре пришел и Юра. Можно было еще ловить, но мы уже чуть стояли на ногах. Теперь можно было и подкрепиться и помыть машину, потому что Юра сомневался, что ее в таком состоянии пустят на границу.

НАШ СЛЕДУЕТ НА САНЕ

Трое наших нахлыстовиков остались на Сане в понедельник. Юра продолжал уводить форель стример, Анна с Нестором упирались в сухие и поймали немало крупных рыб, в районе сорока сантиметров - лучше они брали в сумерках. им удалось встретить многих интересных нахлыстовиков из Чехии, Венгрии, Италии, пообщались и с поляком, который работает в России, а сейчас только приехал с рыбалки из Финляндии. Он приготовил прямо на берегу фантастическую трапезу - свижокопченого сига с рюмкой рябиновки. Также он показал, какие мухи использует на быстрых перекатах - такого наши на- хлистовикы еще не видели: «монстры» весом до 3 грамм.
Юра, Анна и Нестор также смогли оценить уровень ох-ны специального участка. Всюду чисто и зелено. «Уровень воды« гуляет »в зависимости от того, как работают турбины на« електровни »в верхней части участка. Вообще, Сян не похож на наши реки. Он другой. Больше, быстрее, холоднее. Но, к счастью, неглубокий, и почти везде можно бродить в вейдерсы. На участках с ровной водой много травы. Трава тоже другая, чем у нас - густая, темная, даже черная, тоска, больше похожа на какой-то вид твердого мха. В ней путаются ноги, и там живут форель. Когда ловлю рыбу в такой траве, она норовит зарыться в нее и по-путать поводок. Из-за разницы температур воды и воздуха образуется мощный туман над водой, который очень быстро перемещается по реке », - рассказывал Юрий Гудзь.
Ежедневно они общались с Павлом, от которого слышали о паре пойманных рыб в районе 50-60 сантиметров. Но уже с первого сентября ловить на участке форель нельзя - только хариуса. Форель в настоящее время готовится к нересту. «А что будет, когда мы все же ловить форель?», - Гипотетически спросили наши. «Ну, скажем так, в следующий раз я выпишу вам лицензию с меньшей охотой», - улыбаясь ответил Павел. Это действительно были лишь гипотезы - те, кто ловит на Сане прекрасно знакомы со всеми правилами и их не нарушают. Если ловить хариуса, то желательно на маленькие сухие мушки. Тем более, что хариус в этих местах ловится до 60-и сантиметров. Зато в это время можно ловить дунайского лосося, но стримеры на эту рыбу должны были не меньше 15 сантиметров. Думаете, кто-то нарушает эти правила? г Гипотетически, такой участок можно сделать и в наших Карпатах. Но, к сожалению, эта мечта наиболее в ближайшее время реальностью не станет.