пятница, 23 сентября 2016 г.

Делимся опытом: Модернизируем спиннинговую катушку

Во многих катушках ведущая шестерня установлена не на подшипниках, а на пластиковых втулках.
В результате трения на оси шестерни со временем появляется выработка, так называемый паразитный люфт. И как следствие этого при нагрузках ось начинает подклинивать, так что через некоторое время пользоваться катушкой становится невозможно. 



Существует мнение, что при четкой соосности установки шестерня и на втулках работает достаточно долго и надежно, но на практике катушка может прийти в негодность всего за несколько рыбалок. Как правило, втулку устанавливают с левой стороны шестерни, вероятно, с расчетом на то, что большинство спиннингистов вращают ручку катушки левой рукой и нагрузка на ось с противоположной стороны незначительная. Но в действительности ситуация выглядит не столь оптимистично, особенно для спиннингистов, вращающих ручку катушки правой рукой. Не секрет, что втулки устанавливают не только в самых дешевых моделях катушек, но и в более дорогой продукции ведущих производителей. И этот маркетинговый ход понятен: никому не выгодно производить достаточно долговечные механизмы.
Таким образом, возникают два вопроса. Первый - стоит ли вообще покупать катушку с пластиковой втулкой, и второй - что делать, если в купленной вами катушке подобная неприятность проявилась. Я в свое время уже столкнулся с проблемой номер два и удачно ее разрешил, так что проблема номер один для меня просто перестала существовать. Если производитель по каким-либо соображениям установил втулки, а не подшипники, а вы такую катушку купили, то освоить процедуру замены втулки на подшипник нам придется самостоятельно. Тем более что сделать это не так сложно.
Итак, за дело. Разбираем катушку, снимаем боковую крышку с запрессованной в ней втулкой. Вынуть втулку в домашних условиях можно при помощи нехитрого приспособления в виде небольшого (3-5 см) отрезка металлического прутка и небольшого молоточка (фото 1)

Диаметр прутка должен соответствовать диаметру верхней части втулки (или диаметру отверстия в боковой крышке), а его торцы должны иметь ровную поверхность (рис. 1)

Выбивать втулку следует таким образом, чтобы сила удара прикладывалась только к втулке, но ни в коем случае не к самой боковой крышке. Я это делаю на весу, положив деталь на ладонь.
Короткими, но достаточно сильными ударами молоточка выбиваем втулку (фото 2)

Довольно часто втулку устанавливают на клей и выбить ее непросто, поэтому, чтобы, не дай бог, ничего не сломать, эту операцию необходимо выполнять предельно аккуратно.
После удаления втулки готовим посадочное место под подшипник. Посадочные размеры (высота и диаметр) у втулки и подшипника аналогичны, поэтому никакой расточки или углубления посадочного места не требуется. Подготовка заключается в удалении со стенок остатков клея и заусенцев. Проводить эту операцию удобно с помощью скальпеля и иглы. Подшипник должен входить в посадочное место впритирку, но достаточно легко и без усилий. Ни в коем случае нельзя подшипник запрессовывать.
При правильной установке при вращении под нагрузкой подшипник должен слегка проворачиваться внешней (в посадочном месте) обоймой, тем самым равномерно распределяя нагрузку по всей посадочной плоскости. После установки подшипника собираем катушку, контролируем продольный люфт ведущей шестерни. В большинстве случаев замена втулки на подшипник не влечет за собой изменения величины зазоров. Если же после замены появился небольшой продольный люфт, необходимо провести корректировку регулировочными шайбами.

Как видите, ничего сложного в модернизации катушки нет. Тем не менее считаю необходимым напомнить, что работа с катушкой требует аккуратного подхода и определенных навыков. И если вы не уверены в своих возможностях, лучше доверить эту операцию мастеру. Нелишним будет также добавить, что заменить втулку на подшипник желательно до того, как на оси шестерни появилась выработка.
https://minus30.com.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий